На жестких дисках компьютеров и накопителях мобильных устройств со временем появляется огромное количество файлов и папок – как нужных, так и бесполезных. Как навести порядок в файловой системе и избавиться от ненужной информации? Попробуем разобраться в некоторых популярных приемах и решениях для каталогизации информации и удаления лишних данных.

Каталогизация файлов с помощью специальных программ

Очевидным решением для упорядочивания информации можно считать использование программ-каталогизаторов и утилит для «продвинутого» поиска файлов. Подобные программы, как правило, не меняют дерево каталогов на диске, но помогают структурировать информацию с помощью меток и категорий. Один из наиболее мощных каталогизаторов для Windows – платная, но сравнительно недорогая программа WinCatalog. Среди возможностей программы – тегирование файлов, позволяющее облегчить поиск информации, виртуальные папки, поиск файлов с помощью AND, OR и других операторов.

В Linux удобные программы для добавления тегов и поиска файлов включены, например, в рабочее окружение KDE. В пятой версии KDE работают Baloo и Akonadi – приложения для поиска файлов и хранения личных данных (контакты, почта, события). Пользователей macOS и iPhone может заинтересовать программа KeepIt – каталогизатор файлов, органайзер и удобный блокнот.

 

Удаление ненужной информации

Разобравшись с каталогизацией нужных файлов, приступаем к удалению лишней информации. Об удалении повторяющихся файлов мы уже писали ранее. Добавим, что пользователи macOS могут воспользоваться программой Gemini, а для Linux существует удобная утилита fslint. Мобильные устройства под управлением Android можно очистить с помощью Duplicate .

Разумеется, вы также можете искать и удалять лишнюю информацию вручную. При этом важно помнить, что во всех популярных операционных системах существуют директории, файлы из которых лучше не удалять (если вы на 100% не уверены в своих действиях). Перечислим основные директории:

  • Windows: C:\Program Files\, C:\Program Files (x86)\ (программы удаляем из control appwiz.cpl и другими стандартными методами), %SystemRoot% (она же C:\Windows\) и все ее дочерние директории
  • *NIX-подобные системы: /bin, /sbin, /boot, /etc, /lib, /sys, /srv, /proc. Безопаснее всего удалять информацию только из каталогов, находящихся в /home
  • Android: помимо папок, перечисленных для остальных *NIX-подобных систем, упомянем каталоги efs и system – их лучше не трогать.

Начинаем с себя

Конечно, программы для каталогизации нужных файлов и удаления цифрового мусора полезны. Однако невозможно избавиться от ненужных данных только с помощью полезных утилит.

Для того чтобы не превращать свое устройство в хранилище устаревшей информации, необходимо периодически упорядочивать файлы и каталоги вручную. Упорядочение информации должно производиться осмысленно и периодически повторяться. Приведем несколько рекомендаций по наведению порядка в файловой системе – в целом они актуальны практически для всех операционных систем.

 

  1. Не храните важные файлы на рабочем столе.

Да, мы знаем, что этот совет повторялся в сотнях книг и статей, написанных за последние десятилетия, однако он все еще актуален. В идеале на рабочем столе необходимо оставить только ярлыки часто используемых программ. А пользователи *NIX-подобных систем вообще могут спокойно жить с пустым рабочим столом: док-панели, горячие клавиши, команды в терминале позволяют быстро запустить любую нужную программу.

  1. Создайте иерархию директорий с понятными именами и привязками к датам.

Не бойтесь создания вложенных папок (даже если потребуется 5-6 уровней вложенности). Согласитесь, что путь D:\Фотографии\2017\Август\Поездка в Минск 18 августа\ выглядит понятнее, чем D:\Новая папка\фото от Паши\Снимки. Также не забывайте давать файлам осмысленные имена.

  1. Временные файлы помещайте в отдельную директорию.

Не забывайте ее просматривать и «расчищать» хотя бы раз в неделю.

  1. По возможности разграничивайте личную информацию и рабочую.

Файлы, скачанные в Интернете, лучше хранить отдельно от персональных данных – этот принцип поможет при настройке частоты бэкапа (разумеется, создавать резервные копии каталогов с личными данными надо как можно чаще).

  1. Используйте символьные ссылки для более удобной организации файлов.

Например, если вы знаете, что в ближайшее время вам нужен будет быстрый доступ к определенным файлам и папкам, можно создать ссылки на эти объекты во временной папке и не задумываться, где лежит тот или иной файл. В Windows (начиная с Vista) символьные ссылки создаются из командной строки так:

mklink /d «D:\Работа 10 мая» «D:\Документы\Должники\ООО Вектор\Решение суда»

– создание ссылки на каталог, первым указан путь к ссылке, вторым – путь к оригинальной папке. Ссылки на файл создаются аналогично, только без ключа /d.

В *NIX-подобных системах для создания ссылок используется ln:

ln -s /path/to/file /path/to/symlink

– здесь первым указывается путь к реальному объекту. Для обновления уже существующей ссылки используйте ключи -sf.

  1. Устаревшие и неактуальные данные отправляйте в директории, отведенные для архивов, или сразу удаляйте.

Для архивных данных можно отвести специальный раздел диска, чтобы неактуальная информация была отделена от важной.

  1. Создавайте Readme-файлы в сложных случаях.

Краткий и понятный файл с описанием содержимого каталога поможет вам через несколько месяцев, когда уже подзабытые данные внезапно понадобятся. 

 

Подведем итоги

Итак, мы выяснили, что для эффективного упорядочивания информации желательно не только использовать каталогизаторы и другие утилиты, но и периодически сортировать файлы вручную.

Методичное распределение файлов по директориям с осмысленными именами, конечно, займет какое-то время. Но зато в дальнейшем поиск нужной информации будет занимать считанные секунды.

Однако мы должны предупредить вас: не пытайтесь все сделать идеально и рассортировать каждый файл. Стремление к безупречному порядку приведет лишь к потере драгоценного времени. Распределите по каталогам для начала самые важные документы, фотографии и т.д., а сортировку второстепенных данных производите постепенно, при наличии желания и времени.