Первые браузеры с графическим интерфейсом появились около четверти века назад, при этом тенденции на рынке веб-обозревателей постепенно меняются. Как развивались браузеры? Что ждет нас в ближайшем будущем?

Переход от текста к графике. Netscape

Хотя первые программы для работы с Сетью появились еще в 1970-е годы, потребности в программе, которая показывала бы информацию с удаленных компьютеров на мониторе, не возникало до конца 1980-х годов. Сначала основным средством ввода-вывода был телетайп, а затем по Сети передавалась практически исключительно текстовая информация.

Телетайп – это телеграфный аппарат с клавиатурой (примерно как у пишущей машинки). Первые телетайпы могли только передавать телеграммы и получать сообщения (входящая информация распечатывалась на механических принтерах). Более современные телетайпы оснащались дисплеями и могли также передавать сообщения по телефонным линиям. С 1990-х годов телетайпы почти не используются.

 

Все изменилось в 1989 году, когда Тим Бернерс-Ли предложил концепцию гипертекстовых документов и в сотрудничестве с помощниками разработал протокол HTTP и язык разметки HTML, а в 1990 году создал первый браузер под названием WorldWideWeb.

Браузер WorldWideWeb. Источник: www.dailyherald.com

Через три года был представлен первый браузер с графическим интерфейсом для Windows – NSCA Mosaic. В 1994 году на его основе создали новую версию браузера, получившую название Netscape Navigator, и эта программа стала самым популярным браузером к середине 1990-х годов. Netscape Navigator уже был полноценной программой для работы с мультимедиа-ресурсами: он показывал изображения, получил поддержку апплетов для воспроизведения музыки и видео (с 3 версии), умел работать с электронной почтой.

Браузер Netscape Navigator. Источник: baedaily.com

Монополия Internet Explorer

Разумеется, специалисты компании Microsoft были недовольны сложившейся ситуацией: самая популярная программа для просмотра веб-страниц в их ОС была разработана другой компанией, которая и получала деньги пользователей (первые версии Netscape Navigator были платными). Поэтому в 1995 году была выпущена первая версия Internet Explorer – бесплатного браузера, встроенного в Windows 95 (а затем и в Windows NT). Постепенно популярность Netscape начала падать, а доля пользователей, выбравших Internet Explorer, за несколько лет поднялась с 8–10% до 94% (по некоторым данным – до 97% к 2003 году).

Одна из первых версий браузера Internet Explorer в Windows 95. Источник: FavBrowser.com

Во второй половине 1990-х годов развивались и альтернативные браузеры, такие как Opera, но их популярность была существенно ниже, чем у IE. Некогда славный Netscape к 2000 году перешел под управление группы Mozilla Organization – через несколько лет разработки специалистов приведут к появлению браузера Mozilla Firefox.

 

Возрождение конкуренции

К моменту выхода Windows XP, быстро ставшей самой популярной ОС в мире, Internet Explorer был монополистом на рынке браузеров, но далеко не все были удовлетворены его работой. Неполная поддержка веб-стандартов, медленное внедрение новых мультимедийных функций, плохо настраиваемый интерфейс – все это вызывало недовольство пользователей и мотивировало разработчиков на создание новых браузеров.

В 2004 году увидела свет первая версия браузера Mozilla Firefox, а в 2005 веб-обозреватель Opera наконец стал бесплатным (предыдущие версии были условно-бесплатными и показывали рекламу, которая отключалась при покупке лицензии). Это привело к небольшому падению популярности Internet Explorer: его доля на рынке браузеров снизилась с 92–94% в начале 2004 года до 87% к середине 2005 года (по данным TheCounter.com). Начала расти и доля пользователей Safari – этому поспособствовали рост продаж Mac и довольно удачный релиз Safari 2.0. Впоследствии была выпущена версия Safari для Windows, что привело к росту популярности этого браузера.

Первая версия браузера Mozilla Firefox. Источник: http://www.andrewturnbull.net

К 2007 году Firefox отвоевал уже от 13 до 25% рынка (в разных странах его популярность росла неодинаково, но увеличение доли рынка было практически везде). Internet Explorer развивался медленнее конкурентов и постепенно начал заимствовать у них технологические новинки: например, в конце 2006 года в браузере от Microsoft появились вкладки и поле для поиска (по образу и подобию Opera и Firefox). Однако популярность Internet Explorer постепенно снижалась. А в 2008 году произошло ключевое событие в войне браузеров – вышел первый релиз Google Chrome.

 

Современность. Google Chrome и все-все-все

Конечно, браузер от Google не сразу стал популярным – первые версии Chrome были «сыроваты», да и пользователей, уже привыкших к большому количеству настроек в Firefox и других браузерах, поначалу приводил в недоумение минималистичный интерфейс нового веб-обозревателя.

Третья версия Google Chrome, 2009 год. Источник: www.geeky-gadgets.com

Но постепенно сторонние разработчики начали создавать плагины для Chrome, а специалисты Google встроили в сам браузер Adobe Flash и сделали интерфейс более настраиваемым. В третьем квартале 2010 года Chrome использовали около 10% посетителей statcounter.com, а к началу 2012 года – уже около 30%. В 2012 году по данным различных сайтов три браузера имели примерно одинаковые доли рынка: Firefox был основным браузером у 23-25% пользователей, Chrome – у 32-34%, доля IE снизилась с 37-40% в начале года до 31-33% к концу 2012 года. Затем популярность Internet Explorer начала снижаться еще быстрее, распространенность Firefox также уменьшалась (но значительно медленнее), а Google Chrome к 2015 году использовали уже около 50% пользователей во всем мире.

При этом популярнее становился не только Chrome, но и браузеры на его движке. Например, Яндекс.Браузер, появившийся в 2012 году, довольно быстро стал одним из самых популярных браузеров на постсоветском пространстве, по некоторым данным, в 2017 году он был установлен на каждом пятом ПК в России.

 

Что будет популярно завтра?

В ближайшие годы, по-видимому, ситуация на рынке браузеров изменится не слишком сильно. Google Chrome останется самым популярным веб-обозревателем, а браузеры на его основе будут появляться и далее.

Показателен здесь пример Mail.Ru – компания с 2011 года разрабатывала браузер Амиго на основе исходного кода Chromium (открытой версии Chrome). Амиго активно критиковали за выбранную компанией модель распространения браузера: веб-обозреватель от Mail.Ru добавлялся в систему самостоятельно при установке сторонних программ (часто нелицензионных). При этом не всегда установку Амиго можно было предотвратить снятием галочки в установщике – в некоторых случаях флаговые кнопки (чекбоксы) просто были неактивны, и браузер устанавливался фактически принудительно, что вызывало возмущение пользователей. С 31 июля 2018 года разработка этого веб-обозревателя прекращена, но уже сейчас известно, что ему на смену придет браузер Go, также на основе Chrome. К счастью, браузеры на основе Chrome разрабатывает не только Mail.Ru – Opera, Vivaldi, Яндекс.Браузер продолжают развиваться.

 

Популярность Mozilla Firefox сейчас во многом зависит от того, насколько быстро новые версии браузера «обрастут» полезными плагинами: после отказа от прежней системы расширений популярность Firefox упала. При этом многие пользователи не отказались еще от 52-ой версии веб-обозревателя, в которой привычные плагины пока работают (в июле 2018 года вышла уже 61-я версия браузера).

 

Популярность Edge, пришедшего на замену Internet Explorer, во многом ограничена из-за того, что веб-обозреватель не работает в предыдущих версиях Windows, хотя Windows 7 до сих пор популярна. В итоге от 3-5 до 12-15% пользователей в разных странах все еще посещают веб-страницы с помощью Internet Explorer, активная разработка которого прекратилась в 2015 году. Однако Microsoft постепенно делает свой новый браузер более настраиваемым, в Edge постепенно появляются расширения, поэтому его рыночная доля может постепенно увеличиться.

 

Распространенность Safari во многом коррелирует с распространенностью Mac: в США и некоторых странах Западной Европы этот браузер почти так же популярен, как Chrome, а в России у него не более 7-8% рынка – вряд ли его популярность в развивающихся странах резко возрастет.

 

Общие тенденции развития

Можно предположить, что при высокой популярности Chrome будут сохраняться некоторые тенденции, влияющие на рынок браузеров в целом.

  1. Постепенная ориентация на touch-интерфейсы и управление жестами, унификация внешнего вида классических версий браузеров для ПК и их мобильных «собратьев».
  2. Отказ от некоторых дополнительных элементов управления и упрощение базового интерфейса (продолжение идей, воплощаемых в Chrome). Часть специалистов (например, UX-дизайнер Сергей Лесков, бывший директор Opera Software Йон Течнер и др.) считают, что через несколько лет в браузерах может исчезнуть адресная строка и дополнительные панели управления. На смену адресной строке может прийти активный «рабочий стол», где часто посещаемые сайты отображаются как приложения, а остальные ресурсы доступны из строки поиска (с подсказками и автодополнением).
  3. Стартовые экраны браузеров (виджеты, список посещаемых сайтов и т.д.) будут и далее сближаться с интерфейсами операционных систем. Вполне возможно, что через несколько лет в веб окончательно перейдут многие популярные приложения. Этот процесс уже затронул область веб-дизайна и разработки: многие специалисты используют веб-версию Avocode, онлайн-редакторы кода и т.д.

Таким образом, браузеры, скорее всего, будут постепенно превращаться в надстройку над ОС для быстрого запуска приложений, при этом интерфейс веб-обозревателей будет упрощаться, а онлайн-приложения будут становиться все более сложными и интерактивными.

Впрочем, любые прогнозы – дело неблагодарное: предугадать развитие IT даже на ближайшие 5-6 лет довольно сложно. Одно не вызывает сомнений: тысячи разработчиков во всем мире будут улучшать существующие браузеры и создавать новые, а значит, в истории веб-обозревателей будет еще немало интересных событий.

Поделиться