Первый массовый мобильник, появившийся в 1984 году, лишь раздразнил потребителей. Заразившись идеей о том, что мир может стать мобильным, они стали требовать большего. Поэтому все последующие годы производители были заняты тем, что учились делать телефоны «умнее», легче, меньше и доступнее.
В 1996 году усилиями Nokia прогресс достиг следующей ступени — появилось первое устройство, претендовавшее на роль смартфона, хотя сам термин был впервые использован Ericsson только в 2000 году. Nokia 9000 Communicator весил 400 г, имел 8 Мб ОЗУ и процессор с частотой 33 МГц. Коммуникатор позволял редактировать офисные документы, путешествовать по интернету и работать с электронной почтой. Это были революционные на тот момент возможности, однако цена, составлявшая 800 долларов, помешала устройству стать массовым. А дешевле делать Nokia тогда еще не научились.

Nokia 9000 Communicator. Источник фото: hi-news.ru
Nokia 9000 Communicator опередил свое время и появился раньше, чем люди были готовы его принять. Бывший исполнительный директор Nokia заявила в своем интервью для Wall Street Journal: «У нас было совершенно верное представление о том, как должен развиваться рынок. Мы шагнули сразу на 5 лет вперед».
Ситуация на рынке «умных» устройств стала меняться, когда в 1998 году крупные производители организовали консорциум Symbian для разработки мобильной ОС. Телефоны на новой платформе могли работать не только с электронной почтой и браузером. Symbian стала быстро пополняться приложениями под любой вкус и задачу.
В 2000 году произошел еще один прорыв — вышел Symbian OS 6.1, где наконец-то появилась поддержка сторонних приложений.
После этого, как говорится, «пошло-поехало». Усилиями энтузиастов со всего мира новые приложения стали появляться как грибы, а сами устройства перешли из дорогого бизнес-сегмента в более доступный. Вместо недосягаемых 700–800 долларов диапазон цен на новое поколение смартфонов установился в районе 250–300.
Еще не «фон», но уже «смарт»
До полного слияния компьютерных возможностей с сотовыми телефонами существовал отдельный вид устройств. КПК, PDA или, как их еще называли, «наладонники» представляли собой девайсы с функциями органайзера, с сенсорным экраном для управления стилусом, но без возможности звонить. Однако, благодаря своей доступности, КПК имели широкую популярность. Вначале они выпускались с черно-белыми экранами, позже появились цветные, добавилась поддержка мультимедиа. В 2003 году мне достался от друга Palm IIIxe, выпущенный в 1997 году и отлично работавший. Он питался от двух «мизинчиковых» батареек и прекрасно служил мне в качестве органайзера, записной книжки и «читалки». Складная клавиатура из комплекта была такого отличного качества, что, имейся в ней Bluetooth, я пользовался бы ей по сей день.

Palm IIIxe. Источник фото: yvasi.ru
Хайп начала 2000-х
Пока я восхищался 6-летним Palm, наступил самый расцвет рынка смартфонов. Молодежь активно впитывала в себя плоды прогресса и стремилась познать все, что происходило в данной сфере. Процесс познания шел в двух направлениях: были смартфоны, которыми мы обладали, и смартфоны, о которых мы мечтали. Если выбор первых был ограничен финансовыми возможностями, то интерес ко вторым постоянно подогревался. «Связной», почувствовав веяние времени, не пожалел средств и совершил самый правильный на тот момент шаг — одним из первых стал выпускать бесплатные каталоги с новинками. Помню, как я заходил в салон в начале каждого месяца словно за свежей прессой, брал новенький журнал и ехал на учебу. Для меня это было что-то волшебное. С цветных хрустящих страниц на нас смотрели настоящие шедевры тех лет: брутальный Siemens M65, крутейшие мультимедийные монстры Nokia N, музыкальные красавцы Sony Ericsson Walkman. Не знаю, как у вас, но моей страстью были тогда Nokia E-серий — E52, E72, E70. Строгие и удобные, они покорили меня своей конструкцией и возможностями. До сих пор считаю их лучшими и жалею, что «кнопочники» сменились безликими прямоугольниками из стекла, металла и пластика.

Nokia E52. Источник фото: http://vsevgallery.com
Назад к кнопкам или вперед в будущее?
Как вы уже поняли, я один из тех странных людей, которые в 2018 году любят телефоны с физической клавиатурой. Эта странность возникла по следующим причинам:
- наличие кнопок позволяет управлять некоторыми задачами на ощупь, не глядя. Например, переключить трек или ответить на звонок можно на ходу или даже в тесной маршрутке;
- время автономной работы гораздо выше благодаря отсутствию сенсорного экрана;
- корпус удобнее лежит в руке, и даже если уронишь — есть больше шансов, что стекло не разобьется;
- есть где разгуляться дизайнерам. Гораздо больше возможностей для создания интересного внешнего вида.
Принято считать, что эпоха телефонов с физической клавиатурой подходит к концу. Но, к счастью, события последних месяцев указывают на то, что крупные игроки рынка считают иначе.
В июле 2018 Google вложила 22 млн долларов в развитие KaiOS — мобильной платформы для нового поколения кнопочных телефонов. Платформа поддерживает 4G, Wi-Fi, GPS, и что абсолютно круто для кнопочника — есть возможность использовать его в качестве точки доступа. Уже разработаны приложения для Twitter, Facebook и ведется работа над мессенджерами.
Nokia выбрала KaiOS в качестве основы для нового поколения своих кнопочных телефонов. Первый из них — ремейк из «Матрицы» Nokia 8110 4G.

Nokia 8110 4G. Источник фото: lifehacker.ru
2 августа 2018 года Xiaomi анонсировала кнопочные Qin1 и Qin1s на операционной системе Mocor 5 OS, основанной на Android. Фишка телефонов — искусственный интеллект? способный выступать в роли переводчика с 18 языков.

Xiaomi Qin1. Источник фото: thehinditechnical.com
Энтузиасты ждут теперь, что станут свидетелями нового этапа развития смартфонов. Но, похоже, в этот раз ориентирами станут не количество «фишек», гигабайт и мегапикселей, а напротив — простота, доступность и удобство.