Если в детстве вы хотели вести собственную радиопередачу, теперь вы можете осуществить эту мечту. Любой желающий может создать подкаст в интернете — если материалы будут интересными, новые выпуски будут слушать тысячи людей. Попробуем разобраться, с чего начать.

Самый сложный первый шаг

Сразу оговоримся, что данная статья не претендует на энциклопедичность и полноту — здесь описываются лишь первые шаги и общие принципы создания подкастов. Подробные сведения о цифровой звукозаписи вы можете найти в специальной литературе.

Если вы серьезно увлечетесь созданием подкастов, то, разумеется, столкнетесь с целым рядом вопросов — и технических, и творческих. Но все это будет позже: создание любого подкаста начинается с выбора темы и написания сценария.

Даже если вы артистичны и умеете импровизировать, сценарий подкаста в любом случае понадобится. Прежде чем записывать аудио, вы должны
четко представлять, о чем собираетесь говорить в этом выпуске
и хотя бы паре следующих.

Здесь тоже важно не перестараться: если вы напишете сценарии на несколько месяцев вперед, то, вполне возможно, потеряете интерес к проекту. Лучше иметь несколько тем на ближайшее будущее, а дальнейшие сценарии писать по обстоятельствам (например, выбирая некоторые темы по просьбам слушателей).

Какой должна быть длительность каждого выпуска? Многие авторы подкастов рекомендуют делать выпуски по 5–15 минут: более короткие записи не позволят вам развить тему, рассказывая о чем-то интересном, а слишком долгие рассуждения могут быстро надоесть слушателям.

Если вы определились с тематикой первых выпусков подкаста, пора переходить к выбору оборудования и программного обеспечения для записи звука.

Как записать звук?

В самом простом случае для записи звука вам понадобится внешний микрофон (например, с интерфейсом USB) и какая-либо программа для записи и обработки аудио. Использовать встроенный микрофон ноутбука или смартфона не стоит — качество записи будет слишком низким. Но и покупать очень дорогой профессиональный микрофон для создания любительских подкастов зачастую нецелесообразно. Какое оборудование выбрать?

Однозначного ответа на этот вопрос быть не может, но приемлемых вариантов для домашней звукозаписи сейчас хватает. Можно присмотреться к USB-микрофонам: для их использования не потребуется внешняя звуковая карта. Весьма неплох, например, микрофон Samson Go Mic (порядка 2500–3000 руб.) или чуть более дорогой Recording Tools MCU-01c (средняя цена от 4000 до 5000 руб.). Микрофоны подобного уровня, конечно, не могут сравниться с профессиональными устройствами, но для записи голоса в домашних условиях их вполне хватит. Если хочется добиться более чистого звука, можно также приобрести поп-фильтр. Это устройство защищает от постороннего шума, звуков дыхания, цоканья и т.п.

Скажем пару слов и о выборе ПО для записи звука. На первых порах рекомендуем остановиться на бесплатном программном обеспечении — для технически несложных подкастов вполне хватит возможностей Audacity. Если вы захотите освоить методы цифровой записи звука подробнее, в будущем вы сами сможете понять, чего вам не хватает в Audacity, и выбрать профессиональный аудиоредактор.

Немного о песнях и авторском праве

Практически каждый начинающий подкастер сталкивается с искушением: даже самый простой аудиоредактор позволяет вставить в свой файл любую песню.

Почти всем хочется добавить в свой подкаст музыку. Однако мы призываем не забывать, что у каждого музыкального произведения есть автор. Если вы не получили разрешение на использование той или иной песни в подкасте, вы не можете добавить ее в свой выпуск.

Даже если вы хотите добавить музыку тех композиторов, чьи авторские права уже не охраняются (к примеру, Шопена или Баха), все равно вы можете нарушить исполнительские права.

Из ситуации есть несколько выходов:

  1. Покупать права на использование музыкальных фрагментов — здесь вам помогут специальные сервисы (например, Freeplay Music). Для некоммерческих проектов стоимость покупки прав на использование одного музыкального произведения может начинаться от 0,5–1$, что вполне приемлемо.
  2. Искать музыку, размещенную под свободными лицензиями Creative Commons (автора музыки, впрочем, во многих случаях упоминать придется).
  3. Использовать в своих подкастах только музыку собственного сочинения.

Где публиковать подкаст?

Итак, вы определились с темой подкастов, купили микрофон, записали свой голос и добавили немного музыки. В вашем компьютере хранится записанный выпуск продолжительностью от 5 до 15 минут (или уже несколько выпусков). Что делать дальше? Как найти первых слушателей?

Вы можете записывать подкасты и выкладывать их на свой сайт или в социальные сети. Если вы используете собственный сайт или блог, рекомендуем создать RSS-ленту, в которой вами будут публиковаться сообщения о новых выпусках подкаста. Создать ленту можно самостоятельно (если вы знакомы с XML) или с помощью таких сервисов, как RapidFeeds.

Также вы можете воспользоваться специализированными сервисами для публикации подкастов, например, Podster, или публиковать записи на SoundCloud или даже YouTube (вместо видеоряда можно использовать сделанную вами фотографию).

Cоздание подкастов — не самый простой, но увлекательный процесс. Если вам есть, что рассказать, попробуйте создавать выпуски, посвященные вашей работе или увлечениям, — вполне возможно, вы найдете преданных слушателей.