Крупные автоконцерны в последние годы все активнее развивают технологии, позволяющие отказаться от привычного управления автомобилем. Оптимисты считают: уже в обозримом будущем у большинства автовладельцев будут беспилотные транспортные средства. Когда мы перестанем управлять автомобилями самостоятельно? Попробуем выяснить.

История беспилотных автомобилей

Как мы уже писали, компании-гиганты (Ford, Nissan и другие) активно развивают индустрию беспилотных автомобилей. Причем разработки в этом направлении начали появляться довольно давно. Первые попытки автоматизации вождения относятся еще к концу 1920-х годов, но общий уровень развития технологий не позволил реализовать задумки инженеров. Настоящие беспилотные автомобили начали разрабатывать в 1980-е годы. Проект Navlab, стартовавший в 1984 году, привел к созданию целого модельного ряда беспилотных автомобилей. Автомобиль Navlab 5, собранный на основе Pontiac Trans Sport, уже в середине 1990-х смог пересечь США с северо-востока на юго-запад, проехав по маршруту Питтсбург-Сан-Диего. На протяжении маршрута помощь водителя требовалась редко, в основном для предотвращения опасных ситуаций. Однако Navlab 5 нельзя назвать полностью автономным — водитель при необходимости может взять управление в свои руки.

Проект Navlab не остался незамеченным. С 2004 года правительство США проводит соревнования автомобилей-роботов. На состязания допускаются разработчики полностью автономных машин — водитель не должен помогать искусственному интеллекту. Уже в 2005 году появились первые победители соревнований — несколько автомобилей-роботов смогли преодолеть маршрут длиной более 200 километров.

Navlab 5. Источник фото: cs.cmu.edu

Что разрабатывается сейчас?

С конца 2000-х годов индустрия беспилотных автомобилей активно развивается. Компания Ford около десяти лет назад сообщила о планах по разработке полностью автономных транспортных средств, которые будут поддерживать возможность переключения на ручное управление по команде водителя. В 2018 году перспективные образцы беспилотных автомобилей были протестированы на улицах Дейтройта, Питтсбурга, Вашингтона и Майами.

Представители Ford планируют использовать беспилотные автомобили для доставки пиццы и посылок во Флориде, а уже с 2021 года открыть серийное производство «умных» машин.

Компания BMW собирается пойти еще дальше, выпустив беспилотное транспортное средство пятого уровня — то есть автомобиль, который вообще не нуждается в водителе. Вы задаете необходимый пункт назначения, нажимаете кнопку «Старт» — и автомобиль везет вас в нужном направлении. Предполагается, что такой автомобиль BMW и Intel разработают в 2021 году.

Беспилотные транспортные средства активно используются компанией Uber. Представители компании планируют использовать беспилотные такси в крупнейших городах США и Европы. Испытания уже проводятся, но, к сожалению, не обошлось без трагедий: в марте 2018 года беспилотник Uber сбил пешехода в Аризоне — женщина, попавшая под колеса, скончалась в больнице. После этого испытания беспилотников на время были приостановлены.

Uber. Источник фото: cdn.vox-cdn.com

В России также проводятся испытания беспилотных автомобилей. Яндекс в 2017 году представил и опробовал прототип беспилотного такси — испытания прошли успешно. В 2018 году КАМАЗ сообщил о разработке беспилотных грузовиков. Словом, индустрия растет, и уже в ближайшее десятилетие беспилотные автомобили могут стать привычным явлением на дорогах крупных городов России.

Хьюстон, у нас проблема

Исходя из тенденций последних лет, эксперты называют различные даты начала массового распространения беспилотных автомобилей в Европе и США. Чаще всего в прогнозах указывают 2030–2050 годы.

Распространение беспилотных автомобилей, скорее всего, приведет к уменьшению количества ДТП. Кроме того, перевозки могут стать несколько дешевле, поскольку в будущем не придется оплачивать работу водителей.

Но специалисты отмечают, что внедрение беспилотных транспортных средств может привести к определенным социальным и этическим проблемам в будущем. Во-первых, не всегда понятно, как искусственный интеллект будет вести себя в экстремальных ситуациях, когда наезда на людей или животных избежать невозможно. Также очевидно, что могут возникать ситуации, когда встроенная система распознавания объектов дает сбой и не предотвращает наезда на пешехода — так и случилось в уже упомянутом ДТП в Аризоне, когда беспилотник Uber не смог в темноте «разглядеть» женщину с велосипедом.

Стоит отметить, что распространение беспилотных транспортных средств может спровоцировать и острую социальную проблему. Сейчас миллионы людей работают в сфере грузоперевозок, сервисах такси и т.д. Когда беспилотные автомобили начнут производиться серийно, многие водители могут остаться без работы. Переобучение водителей — одна из проблем, которые придется решать в будущем.

Но все-таки технический прогресс делает нашу жизнь удобнее и интереснее. Может быть, через 15–20 лет мы действительно сможем поспать или позавтракать в дороге, пока «умные» автомобили везут нас на работу, и при этом наша поездка будет исключительно комфортной и безопасной? Будем надеяться, что так и произойдет, а текущие проблемы, связанные с эксплуатацией беспилотных автомобилей, будут успешно преодолены.