Виртуальная реальность догоняет реальную жизнь быстрее, чем хотелось бы. Работодатели просматривают соцсети потенциальных сотрудников и не только: уже нанятые также находятся под пристальным вниманием. Банки и микрофинансовые организации внедрили скоринг — систему, которая принимает решение о выдаче кредита на основе анализа профиля в соцсетях. Плакат «Мой прадед сидел за анекдот, а я сяду за репост» больше не выглядит художественным преувеличением. Да что там репосты! Сохранять смешные мемчики больше не кажется такой уж безопасной затеей. Время, когда в интернете царила полная свобода и анонимность, кажется, безвозвратно прошло. Попробуем разобраться, как приспособиться к новой реальности.
Вы все врете! Не бывает посадок за сохраненки! Моя страница — мое личное дело!
Увы, нет. После принятия «пакета законов Яровой» все изменилось самым радикальным образом. Если раньше было ясно, что в интернете нельзя распространять наркотики, порно и экстремистские материалы, то теперь стало не ясно ничего. Статья 282 УК РФ ясности добавила немного. Судите сами:
- В Красноярске студента обвинили в экстремизме из-за мемов с Уиллом Смитом, обедающими мусульманами и красными мокасинами. В следственном комитете сочли, что эти картинки направлены на возбуждение ненависти.
- Журналистку из Смоленска оштрафовали за историческую фотографию ее двора, сделанную во время немецкой оккупации. Все потому, что на фотографии было изображение свастики.
- Врач из Хабаровска лайкнул пост, осуждающий участие россиян в вооруженном конфликте на Донбассе, и… был вызван на допрос. Дело возбудили по 282 УК РФ.
Информационно-аналитический центр «Сова» приводит неутешительную статистику: количество дел за публикации в интернете растет с каждым годом. Росфинмониторинг приводит список террористов и экстремистов с полными именами, местом и датой рождения. На момент написания этого материала в него включено почти 9 тысяч россиян. А если присмотреться к нему внимательнее, то можно обнаружить, что ныне покойный террорист Шамиль Басаев и обвиненная за картинки во ВКонтакте Мария Мотузная стоят в одном ряду.
Борьба с экстремизмом стоит в числе приоритетных задач государства. Но все чаще происходящее напоминает политику абсурда. Лайки, комментарии, репосты, сохраненки — поводом может стать все, что угодно. Блогер Илья Варламов считает ВКонтакте самой опасной соцсетью из-за того, что она сливает данные пользователей (ведь претензии от правоохранительных органов были даже к картинкам, которые хранятся в закрытых альбомах!), и предлагает решать проблему радикально. Но если удаление аккаунта — не ваш вариант, рассмотрите превентивные меры.
Как обезопасить свои соцсети?
В новых диктуемых извне условиях спасти может только осторожность. Если проблему нельзя решить, то попытаться предотвратить можно.
- Антирепостного закона не существует. Но есть статьи 280, 282, 282.1, 148, 354 УК РФ. Незнание законов не освобождает от ответственности.
- Не взаимодействуйте с запрещенным контентом. Не сохраняйте, не лайкайте, не пересылайте и не забирайте себе на стену все, что может хотя бы как-то попасть под перечисленные выше статьи.
- Не оставляйте свою сим-карту для регистрации сторонним людям. Даже если ваш лучший друг просит зарегистрировать его на Одноклассниках, будьте бдительны. Налайкает он, а отвечать придется вам.
- Будьте осторожны с шутками и высказываниями на тему политики, религии, национальности или сексуальной ориентации. Преследование по статьям возможно только по факту публикации. Не спешите публиковать все, что приходит вам в голову, как бы вам этого ни хотелось.
- Промониторьте свою страницу по факту опубликованного ранее. Почистите сомнительные переписки, удалите подозрительные сохраненки, пролистайте стену к истокам. Мало ли что.
- Избавьтесь от запрещенного контента, пока не поздно. А если стало поздно, то вспомните, что 51-я статья Конституции РФ дает вам право не свидетельствовать против себя, супруга и близких родственников. И срочно ищите хорошего адвоката.
- Снесите свою страницу. Метод кардинальный, но действенный. Правда, учтите, что вся информация хранится на серверах, и спецслужбы по-прежнему будут иметь к ней доступ.
Что такое скоринг, или как соцсети влияют на одобрение кредита
Все чаще решения о выдаче кредита принимают не сотрудники кредитных организаций, а программы. Скоринг — система оценки потенциального заемщика на основе статистических методов по психометрической модели. Эта система проводит оценку платежеспособности и надежности потенциального заемщика по его цифровому следу. Говоря проще, собирает информацию о клиенте по соцсетям.
Полезной может оказаться любая информация, а данные, которые пользователи размещают о себе, могут как сыграть им на руку, так и оказать медвежью услугу. Каких-то определенных правил здесь нет: под алгоритм попадает любая информация из публичного доступа.
- Открытые профили с заполненной информацией и регулярно обновляемыми постами система воспримет позитивно. Срок «жизни» аккаунта тоже указывает на реальность человека. Активности в комментариях, лайки от друзей и отметки на фото также являются хорошим признаком: это не мошенник.
- Демонстрация стабильного развития карьеры, фотографии из путешествий, а также любые подтверждения здорового образа жизни повышают уровень доверия к потенциальному заемщику.
- Достоверность данных очень важна. Если при подаче заявки на кредит вы указали постоянное и стабильное место работы, а на своей странице просите друзей помочь с трудоустройством, то система, с большей вероятностью, поверит вашей странице.
- Подписки тоже важны. Если вы состоите в группах из разряда «антиколлектор» или на тему сетевого маркетинга, то ваши шансы на одобрение заявки снижаются. Подписки на чисто пацанские паблики, группы тюремной тематики или любой намек на присутствие подозрительного окружения также не добавят к вам доверия.
Такое пристальное внимание к соцсетям со стороны банков не означает, что тем, у кого нет аккаунтов, будет отказано в кредитах. Но точно означает, что соцсети стали дополнительным инструментом для определения надежности клиентов.
Как личные аккаунты сотрудников стали личным делом работодателя
Долгое время мониторинг соцсетей был делом HR-менеджеров только по части новых кандидатов. Что за человек подал резюме? Где он раньше работал и почему сейчас ищет работу? Не уйдет ли в декрет через пару месяцев? Вопросов на собеседовании задают много, но ответ на большинство из них можно узнать не от потенциального работника, а из его соцсетей.
Со временем все поменялось самым стремительным образом, и теперь HR-менеджеры обращают внимание на страницы действующих сотрудников. Ну или, что происходит гораздо чаще, на неподобающее поведение сотрудников обращают внимание другие пользователи. И речь здесь вовсе не о сливе внутренних данных компании или разглашении коммерческих тайн.
Стюардессу «Аэрофлота» уволили за фотографию среднего пальца на фоне салона самолета. Бывшая пиарщица «Леруа Мерлен» была вынуждена уйти из компании после публикации заведомо фейковой новости. И хотя ее пост не имел отношения к ее работе, работодателю пришлось принести извинения за своего сотрудника. От неосторожных слов в соцсетях не застрахован никто. Так, оскорбительный твит Илона Маска стал причиной падения акций его компании.
Работодатели не требуют от своих сотрудников публичного признания в любви к компании, но и допустить фривольного поведения сотрудников на просторах интернета тоже не могут. Просто придерживайтесь тех же превентивных мер, о которых мы писали выше, а также простого правила: о работе, начальстве и коллегах в интернете нужно говорить или хорошо, или никак.
И другие последствия
Даже если вы не сохраняете картинки на запрещенные темы, не пользуетесь услугами кредитных организаций и уверены в своем работодателе, проблемы все равно могут возникнуть. Страшилка из нашего постсоветского детства о девочке, которая на каждом углу хвалилась тем, что папа купил видеомагнитофон, и в итоге их квартиру ограбили, актуальна и в интернете. Не выкладывайте в открытый доступ свой домашний адрес или место работы, не делитесь информацией частного и личного характера, а фотографии из отпуска лучше постить, когда вы уже вернулись домой. Особое внимание стоит уделить безопасности своих детей.
Понятно, что если сталкерам понадобится узнать что-то о вас, то они найдут способ это сделать. Но облегчать им жизнь и давать лишний повод не стоит. От сталкинга и прочих форм проявления нежелательного навязчивого внимания страдают не только селебрити, но и обычные пользователи, а эффективных мер по борьбе со сталкерами и хейтерами в нашей стране, увы, пока нет.