Я — копирайтер. Сейчас я делаю контент для крупных компаний, пишу статьи и провожу интервью для разных изданий. Но когда-то одним из моих первых заказов было написание заказных отзывов для одного интернет-магазина. С заказом я справилась, а заодно наметала глаз отличать реальные отзывы от заказных. Поделюсь своими наблюдениями.

Что такое «отзывы на заказ» и кому они нужны?

Крупные компании отслеживают обратную связь в интернете и оперативно реагируют на нее: от этого зависит их репутация. А некоторые компании (особенно малый бизнес и начинающие предприниматели) хотят, чтобы о них писали только хорошее. Для этого они платят специальным людям, которые строчат отзывы в большом количестве и публикуют их на разных площадках. Так создается впечатление, что компания известная, продукт популярный, услуги пользуются спросом. Даже если в реальности это не так.

Чаще всего заказчики находят исполнителей на биржах. Там отзывы скупают пачками за копейки. Заказчики выдвигают к отзывам определенные требования: объем, уникальность, ключевые слова, разные имена и города. Не меньшие требования выдвигают и площадки для публикации отзывов: где-то требуются фотографии, где-то — регистрация через соцсети. На серьезных площадках за публикацией отзывов следят модераторы: не дают разместить несколько отзывов с одного IP-адреса, следят за уникальностью фотографий. Заказные отзывы на таких сайтах можно встретить редко, а если они и есть, то распознать их будет сложно.

Некоторые компании (чаще всего — кафе, магазины парфюмерии или бижутерии) предлагают бонусы, подарки и скидки за упоминание их в соцсетях. Поэтому к негласным фальшивкам от копирайтеров присоединяются еще и отзывы обычных клиентов. Ведь если компания обещает бонус, то только же за хвалебный отзыв?

Отзывы бывают разные, очень разные и одинаковые в своей разности

У заказчиков нет времени давать разные задания разным исполнителям. Чаще всего они рассылают одинаковый список требований нескольким копирайтерам или, что случается еще чаще, все отзывы написаны одним и тем же человеком. Вот почему основные «улики» можно свести к следующим.

Похожие фразы, объем отзыва и время публикации

Каким бы профессионалом копирайтер ни был и как бы виртуозно ни менял свой стиль, подделываясь под разных людей, написать абсолютно разные отзывы сложно: заказы большие, времени мало, писать надо быстро, еще и публиковать успевать. Даже у набивших на заказных отзывах руку райтерах будут повторяться определенные интонации, специфичные фразы и даже ошибки. Отдельно обратите внимание на время публикации: если отзывов не было долго или их было мало, а потом, бац, повалили сразу и много, то стоит усомниться в их подлинности.

Реальные отзывы абсолютно разные по стилю, объему и времени публикации.

Невладение фактами, абстракции, обезличенные формулировки

Большинство отзывов пишутся по принципу «напиши то, не знаю что». Как написать отзыв на технику, которой никогда не пользовался? Оставить отзыв про отель, в котором никогда не был? Написать про кухню ресторана, который никогда не посещал?

Фальшивые отзывы можно вычислить по отсутствию фактов и наличию общих формулировок. Самые основные: соотношение цены и качества, эта компания, все понравилось, нареканий нет.

Честный отзыв содержит много подробностей и личную оценку.

Несовпадение реальности и виртуальности

При отсутствии фактов копирайтер придумывает все сам, заказчик полагается на исполнителя и не перепроверяет за ним  —  так на страницах появляются очень странные отзывы, которые не имеют ничего общего с действительностью и заведомо являются фальшивыми.

Например, в отзыве пишут, что услугами компании пользуются уже несколько лет, хотя в действительности компания существует с прошлого лета. Хвалят быструю доставку еды, на деле же максимум, что кафе может предоставить на вынос, — кофе. Называют имя определенного сотрудника, но человек с таким именем не работает и никогда не работал в этой компании. Сообщают, что пользовались услугами этой компании в выходные, но компания работает только пять дней в неделю. Такие погрешности выдают авторов фальшивых отзывов с головой.

Лучше перепроверить, чем поверить.

Позитивные подробности, негативные ненужности

Создавая иллюзию правдоподобного отзыва, копирайтеры стремятся дать много подробностей, которые, конечно же, оказываются положительными. На выходе получается длинный текст хорошего отзыва.

Настоящие клиенты же скорее потратят силы и время, чтобы оставить негативный отзыв и описать неординарную ситуацию. Например, срывы срока доставки, отсутствие того или иного товара на складе, несоответствие ценников или даже хамство персонала. Давать подробное описание того, что «само собой разумеется», может только автор заказного отзыва.

Негатив в заказных отзывах присутствует все с той же целью создания иллюзии правдоподобного отзыва. С той лишь разницей, что реальный покупатель не будет искать ему оправдания. Видите что-то в духе «доставку немного подзадержали, но понять их можно — все-таки пробки на дорогах», смело списывайте отзыв на излишне старательного копирайтера. Настоящего клиента редко волнуют проблемы компании: он платит деньги, чтобы получить качественный продукт в оговоренный срок и по указанной цене, а не пытается оправдать безответственную компанию.

Настоящий длинный отзыв больше похож на подробный обзор продукта или услуги, чем на хвалебную оду компании, ее персоналу или владельцу.

Превосходная степень, восхитительные сравнения, невероятная художественность

В каждом копирайтере, что тут скрывать, живет настоящий писатель. Необходимость зарабатывать себе на хлеб насущный перевешивает, но иногда художественные порывы одерживают верх над материальным. Отзывы в свободной форме — явный повод разгуляться и отомстить за требования SEO.

Разворачивающийся по всем правилам сюжета отзыв с описанием метаний главного героя (то есть покупателя), наличие нескольких действующих лиц (то есть сотрудников компании) и диалога между ними, а также замысловатые обороты, фразеологизмы, эпитеты и прочие художественные обороты — повод дочитать отзыв до конца, но усомниться в реальности приведенных в нем фактов.

Такие отзывы выглядят смешно и нелепо, но иногда среди них встречаются самые настоящие шедевры. Эти редкие экземпляры принято скриинить и делиться в тематических группах и пабликах.

Фотографии из интернета, ссылки на сайт и призывы

Некоторые площадки требуют прикладывать к отзывам фотографии. Авторам фальшивых отзывов брать эти фотографии негде, поэтому они выкладывают то, что успели найти на стоках или в опубликованных ранее снимках. Вот почему у ворованных отзывов будут водяные знаки на фотографиях или просто много одинаковых картинок на разных сайтах.

Если отзыв содержит ссылку, то это тоже повод насторожиться. Конечно, если это сайты, которые предлагают заработать на партнерской программе, то ссылка может содержать реферальный код. Но часто ссылку ставят, чтобы сайт поднимался в поисковиках. Сложно представить, чтобы реального покупателя заботили цели компании, не так ли?

Аналогично и с призывами. Просьбы перейти по ссылке, зарегистрироваться, подписаться на рассылку или оформить заказ оставляют только заинтересованные в бонусах от компании пользователи. Возможно, вы сами один из них, но не придерживаетесь заданных правил игры.

Так как же определить честный отзыв?

Наверняка после чтения этой статьи у вас закрались сомнения в реальности всего, что пишут в разделе отзывов. Но даже если вы научитесь отличать заказные отзывы от реальных, перед большой и ответственной покупкой стоит потратить время, чтобы разузнать все подробнее.

Особое внимание уделите отзывам в сфере услуг, например, медицины, косметологии, ремонта и так далее. В этом случае ошибка выбора может стоить обойтись гораздо дороже потраченных на эту услугу средств.

  1. Напишите автору отзыва. Если автор не пожалел времени на длинный и подробный отзыв со своего аккаунта в соцсети, то ему будет приятно узнать, что его сообщение оказалось кому-то полезным. Можно получить ответы на волнующие вас вопросы, а заодно лишний раз подтвердить реальность отзыва.
  2. Задайте вопрос сами. В соцсетях есть множество тематических групп, в которых люди делятся друг с другом советами. Принцип участия прост — задавайте вопросы, получайте ответы. Вероятность проплаченных отзывов в таких постах крайне мала, а обзавестись реальными советами можно.
  3. Листайте странички форумов. Форумы, как бы ни казалось обратное, еще живы и находятся в полном здравии. Во всяком случае, из них можно почерпнуть много полезного, пролистав интересующую вас тему в хронологическом порядке.
  4. Расспросите знакомых. Старое доброе сарафанное радио еще никто не отменял. Отзывы от реально знакомых вам людей могут оказаться полезнее, чем от незнакомцев в интернете.
  5. Оставляйте отзывы сами. Даже если вам не платят за это деньги. Просто для того, чтобы разбавить процент заказных отзывов настоящими обзорами.