Я не встречал людей, которые пишут хорошие статьи с первого раза. Обычно добротный текст проходит несколько стадий и постепенно улучшается в плане читаемости и ясности. В статье расскажу о методах и сервисах, которые помогут заметно улучшить текст даже начинающим авторам.

Чтобы написать сильный текст, надо знать тему, избавляться от лишних слов, трудных для понимания предложений и не бояться переписывать по несколько раз.

0. Интеллект-карта: Знать, о чем пишешь

Интеллект-карту я составляю, только когда тема сложная или в голове сумбур и надо выстроить последовательность мыслей. Для этой статьи интеллект-карта не нужна. В такой последовательности над текстом я работаю не один год, так что тема прочно засела в голове. Но когда тема новая или обширная, интеллект-карта для статьи выглядит так:

Интеллект-карта статьи о «треугольнике жизни», принципах и правилах поведения во время землетрясения

Интеллект-карта лучше списка, потому что блоки легко перемещать и связывать между собой. К каждому блоку можно добавлять заметки, а иногда изображения, аудио и видео. Но для меня главное преимущество интеллект-карт — возможность видеть общую картину в один момент времени.

Раньше я пользовался сервисом MindMeister, который в бесплатной версии разрешает 3 интеллект-карты. Меня это устраивало, потому что в работе не было больше трех сложных статей. Но потом я начал сохранять в картах и другие проекты и приобрел приложение iThoughts. Преимущество этой программы — большое количество форматов файлов для импорта и экспорта:

Возможности экспорта iThoughts

iThoughts доступен для Windows, Mac и iOS. Есть пробный период, чтобы протестировать все функции.

Скачать iThoughts

Готовую интеллект-карту статьи я импортирую в файл Markdown и уже в текстовом редакторе пишу черновик.

Результат экспорта интеллект-карты в файл Markdown в текстовом редакторе Optima

1. Черновик

Когда я пишу черновик в первый раз, не думаю ни о чем, кроме темы статьи и скорости написания. Не останавливаюсь, чтобы убрать стоп-слова, убедиться в правильности написания или понятно сформулировать мысль. Цель первого черновика — «вывалить» все мысли на бумагу.

Второй раз прохожусь по черновику медленнее, чтобы привести к удобочитаемому тексту. Иногда нужно 3–4 подхода, пока не появится «небрежный» чистовик. Это уже добротный текст, который надо шлифовать.

Заметил, что быстрее и лучше пишу, если не стараюсь с первого раза выдать идеальный текст, даже когда приходится редактировать 3–4 раза.

Черновик пишу в простом текстовом файле с разметкой Markdown. Такие файлы быстро открываются на телефоне. Быстрый доступ важен, потому что так я могу писать в очереди, транспорте, лежа в кровати. На телефоне использую 1Writer, на компьютере — Optima. Об этой разметке и редакторах писал в статье «Разметка Markdown и текстовые редакторы».

2. «Главред»

В работе над черновиком наступает момент, когда я еще не удовлетворен качеством текста, но не понимаю, где проблема. Обычно это происходит, когда я настолько погрузился в текст, что не вижу его «со стороны». Посмотреть на текст «новым глазом» помогает сервис «Главред».

«Главред» ищет и выделяет в тексте стоп-слова. По сути, сервис — машинный алгоритм, который не понимает контекста. Например, выражение «абсолютный ноль» будет штампом, если мы говорим о человеке, но физическим термином, когда говорим о температуре -273,15 C°. Поэтому каждое подчеркнутое слово надо проверить. Но даже если «Главред» не ошибся, нужно думать, что делать со стоп-словом: удалить, заменить, объяснить. Иногда приходится переписать предложение или даже абзац.

Если удалять стоп-слова механически, текст станет хуже, чем был.

Если навести курсор на выделенное слово, «Главред» объяснит, почему он его подчеркнул, и поможет сделать правильный выбор:

Справа от текста «Главред» объясняет, почему выделил слово «обычно», и дает ссылки на статьи по теме

Чтобы сделать предложения легкими для чтения и понимания, есть вкладка «Читаемость»:

«Главред» дает советы, как сделать понятный текст

Сервис «Главред»

3. Вычитка

Писать сложный текст легко, но читателю трудно пробираться через дебри подробностей и подчинений, которые ясны автору. Чтобы поставить себя на место читателя, я читаю текст вслух. Не бормочу под нос, не тараторю, не шепчу, не проговариваю в голове. Если читать громко и выразительно, как будто выступаешь перед аудиторией, легче услышать трудные места и нестыковки.

Для чтения вслух не нужны никакие приложения и сервисы. Возможно, понадобится место, где вас никто не будет слышать. Одно время я смущался и уходил на второй этаж в дальнюю комнату, когда все оставались на первом этаже. Но потом объяснил семье, что значат мои громкие декламации, и смущение ушло. Это важный момент, потому что, если во время чтения думать о реакции людей, а не о тексте, польза будет небольшой.

4. «Орфограммка»

После вычитки и «Главреда» остается проверить на орфографические и пунктуационные ошибки. Перепробовал несколько сервисов и остановился на «Орфограммке». Сервис понравился тем, что объясняет каждый спорный вопрос и дает ссылку на правило, то есть помогает принять верное решение.

Справа от текста сервис «Орфограммка» объясняет, почему выделено слово

«Орфограммка» — платный сервис. Чтобы попробовать работу, первые 6 тысяч знаков бесплатно, но потом придется платить. Оплатить можно объем или время:

Цены сервиса «Орфограммка» по объему

Цены сервиса «Орфограммка» по времени

Для пробы я купил 1 млн знаков за 500 рублей. Это в 24 раза меньше, чем самые дешевые услуги профессионального корректора, которые смог найти в интернете. К тому же во время проверки перечитываю правила и улучшаю грамотность.

Сервис «Орфограммка»

Как не запутаться и не забыть, в какой стадии статья

Если нужно написать несколько статей, то запомнить, в какой стадии каждая, нетрудно. Но у меня их больше 20, и к некоторым возвращаюсь редко, потому что они из личных проектов и сроки не горят. Чтобы не забывать, на какой стадии каждая статья, пользуюсь Trello:

В Trello видно общую картину и состояние каждой статьи

Если не знакомы с Трелло, прочитайте о том, как пользоваться этим сервисом, в статье «Как вести большие проекты и не сойти с ума».

Шпаргалка

Чтобы написать сильный текст:

  1. Пишите о том, что знаете хорошо.
  2. Проверяйте на стоп-слова и сложный синтаксис в «Главреде».
  3. Читайте вслух, громко и выразительно. Исправляйте места, где запнулись или заметили нестыковки и двусмысленность.
  4. Проверьте текст на ошибки в «Орфограммке».
Поделиться