В стародавние времена, когда интернет еще раздавали по карточкам, существовали самые настоящие бумажные каталоги сайтов. Электронные каталоги, впрочем, тоже были. Пока их не обогнали поисковики. Правда, каталоги при этом никуда не делись: трансформировались под потребности пользователей. А именно — агрегаторы. Смысл тот же, а пользы стало еще больше.

Мешап все полностью

Сленговое выражение mash-up перекочевало из музыкальной среды в интернет, где этим термином стали называть смешение данных из разных источников на одном сайте (или приложении) под единым интерфейсом. Такая форма интеграции адаптирует технологии для их объединения и совместной реализации. Например, это может быть смешение JavaScript-кода c XML для создания нового веб-сервиса или смешение сервисов карт с базами данных для выдачи информации о проекте на карте.

Самым популярным сайтом для создания агрегаторов считался Yahoo! Pipes. Это веб-приложение могло объединять ленты новостей, веб-страницы и другие сервисы. Пользователи получали информацию из разных источников и задавали свои правила по управлению контентом. Но в 2015 году Yahoo! Pipes был сначала переведен в режим read-only, а потом и вовсе закрыт.

Условно мешапы делят на четыре категории:

  1. Карты. Один из самых необычных примеров мешапа такого типа принадлежит полицейскому департаменту Чикаго. Они интегрируют базу данных по происшествиям с Google Maps для предупреждения местных жителей.
  2. Фото и видео. Flickr — это не только удобное фотохранилище, но и возможность использовать API Flickr для создания мешапов на основе загруженного контента.
  3. Новости. Мешап различных новостных сайтов позволяет аккумулировать контент по запросу пользователей в одном месте.
  4. Поиск и шопинг. Самый известный товарный агрегатор Amazon.com даже предоставляет возможность доставлять товары на собственные склады и продавать их с сайта, пользуясь различными преференциями.

Не все агрегаторы одинаково полезны

Бесполезных ресурсов с неактуальной или ненадежной информацией в интернете тоже хватает. Например, сайты объявлений без модерации часто похожи на информационную свалку, а каталоги с платным размещением могут добавлять на свои страницы заведомо низкокачественные проекты.

Но изменения в этой сфере начнутся в самое ближайшее время: 1 января 2019 года в силу вступил закон, обязывающий агрегаторы отвечать за информацию о товарах и услугах партнеров. Как это скажется на работе агрегаторов, узнаем в ближайшее время.

Виды агрегаторов

Агрегаторы берут на себя функции посредника между пользователями и площадками разной тематики. В зависимости от этой тематики выделяют следующие виды агрегаторов.

Новостные агрегаторы

Такие сайты агрегируют новости из разных источников, реже — блогов и социальных сетей. Все крупнейшие новостные агрегаторы работают в автоматическом режиме:

Агрегаторы товаров

Подобные сайты специализируются на сборе данных о товарах или группах товаров различной тематики. Благодаря им удобно сравнивать цены или модели товаров одной категории:

Преимущества для покупателей

  1. Агрегаторы не только собирают необходимую пользователю информацию по запросу, но и позволяют фильтровать ее по различным параметрам. Можно отранжировать по цене, а можно — по названию бренда.
  2. Агрегаторы необходимы хотя бы потому, что потенциальный покупатель не располагает информацией обо всех возможных торговых точках. Вдруг в неизвестном ему магазине есть то, что нужно?
  3. Некоторые агрегаторы аккумулируют и отзывы покупателей о работе интернет-магазинов. В определенных случаях отзывы могут оказаться решающим критерием выбора.

Преимущества для продавцов

Для владельцев бизнеса, чья сфера попадает под агрегаторы, дела обстоят несколько иначе. Придется постоянно балансировать на соотношении цена-качество, чтобы выглядеть привлекательно в общей выдаче результатов. Впрочем, и в этом есть свои плюсы. Здоровая конкуренция всегда шла на пользу и бизнесу, и потребителю.

Агрегаторы купонов

Эти сайты собирают только данные по специальным предложениям, скидкам, акциям, распродажам и предлагают сразу приобрести купоны, чтобы ими воспользоваться:

Агрегаторы авиабилетов

На таких сайтах можно найти самые дешевые или быстрые способы добраться из точки А в точку Б. Стоимость авиабилетов постоянно меняется, поэтому при планировании поездки такие агрегаторы очень актуальны:

Если раньше для того, чтобы купить авиабилеты, надо было поочередно открыть сайты разных авиакомпаний, выбрать нужные даты, задать поиск, получить результаты, сравнить их друг с другом и выбрать оптимальный, сейчас достаточно открыть агрегатор. Выдачу результатов можно проранжировать в зависимости от стоимости билетов или времени полета вместе с пересадками. Еще агрегатор авиакомпаний покажет не только цены на билеты на заданные даты, но и подскажет, какого числа лететь дешевле. Или даже предложит самые дешевые варианты направлений без назначения конечной точки — по всему миру. Также вместе с поиском авиабилетов агрегаторы предлагают бронирование отелей или проката автомобилей. Ищешь билеты и тут же узнаешь примерную стоимость основных расходов в поездке — очень удобно.

Частные случаи агрегаторов

Также существуют агрегаторы очень узкой направленности:

  • Агрегаторы приема платежей. Пользуются популярностью у владельцев интернет-магазинов. Вместо плагинов разных платежных систем достаточно подключить скрипт одного такого агрегатора с подходящим клиенту выбором оплаты.
  • Агрегаторы малого бизнеса. Эти сервисы учитывают и ранжируют информацию по малым компаниям и проектам. Правда, в России такие сервисы пока еще не популярны.
  • Агрегаторы автосервисов. Такой агрегатор позволит найти все, что нужно автовладельцам: техсервисы, мойки, шиномонтажки, тюнинг-салоны и другие службы.

Некоторые агрегаторы выдают больше полезной информации, чем сами сайты. Только благодаря совмещенным с картами агрегаторам можно понять, до какой компании получится добраться быстрее и удобнее. И это не говоря уже о возможности сверить время работы или сравнить средние чеки в кафе и ресторанах. Так что в ближайшее время агрегаторы продолжат набирать популярность.