На заре развития интернета онлайн-магазины «жили» исключительно на собственных сайтах, но в последние годы набирают популярность и большие торговые площадки — маркетплейсы. Они объединяют сотни небольших магазинов, предоставляя удобный интерфейс для поиска товаров и оплаты заказов. Каковы преимущества маркетплейсов?

Как работают маркетплейсы?

В отличие от интернет-магазина, сам маркетплейс ничего не продает: он предоставляет место для владельцев интернет-магазинов. Разумеется, не бесплатно — владельцы маркетплейсов берут комиссию и получают доходы от рекламы. Договоры между торговой площадкой и владельцами магазинов могут предусматривать дополнительные отчисления в пользу маркетплейса. При этом помимо магазинов на сайтах торговых площадок могут присутствовать и прямые поставщики товаров. Современные маркетплейсы могут предоставлять место и компаниям, поставляющим услуги: можно найти нужный сервис в вашем городе или даже районе, не уходя с сайта площадки.

Также посетители крупных маркетплейсов могут сравнить цены на нужный товар в разных интернет-магазинах, получить информацию о сроках доставки товара разными поставщиками и т.п.

Словом, искать и заказывать товары на сайте большой торговой площадки часто удобнее, чем на сайтах разрозненных интернет-магазинов. Крупные сайты обычно поддерживают все способы оплаты товаров и позволяют вернуть деньги, если товар оказался некачественным.

Типы торговых площадок

Торговые площадки и сервисы работают по одной из широко распространенных схем — C2C, B2C, C2B или B2B. В первом случае товары или услуги предоставляют частные лица. По такой схеме работают Avito или BlaBlaCar. Схема B2C реализуется, например, Яндекс.Маркет — товары предоставляются магазинами, а покупают их преимущественно физические лица. Схема C2B предполагает, что физические лица предлагают свои услуги компаниям (так работают фриланс-биржи, например, Upwork). По принципу B2B работает, например, all.biz — сервис, предоставляющий место для других торговых площадок, которые, в свою очередь, уже работают с поставщиками товаров и услуг.

Отметим, что схемы C2C и B2C могут «смешиваться» в пределах одного маркетплейса. Например, маркетплейсы, размещающие предложения об аренде жилья, могут работать и с частными лицами, и с агентствами. Причем частники могут со временем регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей и оказывать агентские услуги.

Как мы уже отмечали, маркетплейсы могут торговать товарами или услугами. В отдельную категорию стоит выделить сервисы, привлекающие инвестиции для проектов, такие как Kickstarter. По-видимому, в ближайшие годы спектр товаров и услуг, предлагаемых крупными площадками, будет только расти.

Из недостатков маркетплейсов любых типов можно отметить недостаточную гибкость крупных площадок. Большим сайтам выгодно торговать популярными товарами, но не всегда на площадку могут попасть небольшие интернет-магазины и сервисы. Впрочем, многие небольшие магазины имеют свои сайты и группы в соцсетях, так что нужные товары и услуги вы все равно найдете, пусть и не на крупных площадках.

Также быстрому появлению новых маркетплейсов мешает высокий порог входа в бизнес.

Для создания качественной торговой площадки нужны большие вложения — как в технические решения (серверы, команда разработки), так и в маркетинговые (поиск партнеров и поставщиков, привлечение трафика). Поэтому запустить полноценный маркетплейс зачастую могут только крупные компании, что не всегда способствует развитию конкуренции.

Популярность маркетплейсов в России

Среди наиболее популярных торговых площадок в России традиционно упоминают TMail (и сам AliExpress), Pandao, Joom. Китайские товары уже стали весьма качественными — потребительская электроника, товары повседневного спроса, аксессуары вполне могут порадовать отличным качеством за разумные деньги. Конечно, и здесь не обходится без «подводных камней» — некоторые товары могут не пропустить на территорию страны, а часть китайских товаров лучше просто проигнорировать. Но в целом маркетплейсы, предлагающие недорогие товары из Поднебесной, будут очень популярны как минимум еще несколько лет.

Однако постепенно запускают свои маркетплейсы и крупные российские компании. В  2018 году в тестовом режиме запустила свой маркетплейс компания OZON. Магазинам, работающим с торговой площадкой, компания предлагает взимание комиссии только за выполненные заказы и возможность доставки товаров через сеть OZON. Не отстает и Яндекс — осенью 2018 года состоялся полномасштабный запуск маркетплейса «Беру». Сейчас этот маркетплейс предлагает различные товары — от продуктов питания и лекарств до компьютеров и смартфонов. В октябре 2018 года о начале работы по всей России объявил и маркетплейс от «М.Видео» — Goods.ru. Доставка запущена в 87 городах России, а ассортимент продаваемых товаров от различных магазинов постоянно растет.

Итак, популярность маркетплейсов в нашей стране растет, а это значит, покупки в интернете должны стать удобнее и быстрее. Будем надеяться, что конкуренция в этом сегменте интернет-бизнеса пойдет на пользу всем — прежде всего, покупателям.