В первые годы развития видеохостингов оптимисты поспешили объявить — через несколько лет YouTube похоронит телевидение. Однако видеохостинг существует уже четырнадцать лет, а телевидение все еще не сдает позиции. Почему так происходит?

Большие надежды

«Билл Гейтс предрек скорую кончину эфирного телевидения. По-видимому, телевизионные компании и кинопроизводители будут размещать свои программы в интернете, а пользователь сможет выбирать, что посмотреть. Домашний центр развлечений будет состоять из компьютера и подключенного к нему дополнительного оборудования».

Это — краткий пересказ новости 2004 года, посвященной скорому выходу очередного релиза Windows XP Media Center Edition. Меньше чем через год появился YouTube, и видеоролики, размещенные на данном хостинге, начали преодолевать отметку в миллион просмотров. Еще через два года компания Netflix помимо проката DVD занялась организацией потокового вещания. В США и Канаде начали снимать сериалы для дальнейшего показа в интернете. Возникает так называемое веб-телевидение, в Глобальную сеть приходят крупные киностудии, сотрудничающие с интернет-компаниями. Помимо YouTube возникают и другие крупные видеохостинги.

К концу 2000-х многим начинает казаться, что эра кабельного телевидения вот-вот уйдет в историю. Преимущества интернет-телевидения и видеохостингов кажутся неоспоримыми: вы в любой момент можете сформировать сетку вещания на свой вкус, подписаться на любимых видеоблогеров или посмотреть любимый сериал в интернете.

Но с тех пор прошло уже не менее 10 лет, а телевидение все еще живет. Более того — в большинстве стран мира оно все еще является самым популярным источником новостей и развлекательного видеоконтента. В США Netflix, YouTube и социальные сети обогнали по рейтингам кабельное и эфирное телевидение в 2018 году, но оно все равно остается важным источником информации даже среди зрителей 18–34 лет. В азиатском регионе интернет обходит по популярности телевидение в наиболее развитых странах (Япония, Южная Корея), а в Восточной Европе и вовсе наблюдается увеличение интереса к платному цифровому и интерактивному ТВ. Почему телевидение не сдается?

Технологии и деньги

Первая причина очевидна: телевидение — это богатая и развитая индустрия. Реклама много лет приносит телевидению большие деньги. А туда, где сконцентрированы финансовые потоки, приходят крепкие профессионалы — телеведущие, актеры, сценаристы, режиссеры, продюсеры и т.д. Даже крупные кинопроизводители и телестудии, представляющие свой контент в интернете, так или иначе сотрудничают и с телевидением. И наоборот — популярные видеоблогеры нередко становятся телеведущими, находя выход на широкую аудиторию.

Вторая причина — технологическая. В нашу жизнь все активнее входит цифровое и интерактивное телевидение. Теперь телезрители тоже могут получать видео по запросу, влиять на свою сетку вещания и многое другое.

ОнЛайм предлагает своим абонентам доступ к самым современным технологиям. Вы можете подключить услугу «Интерактивное телевидение 2.0» и получить доступ к десяткам каналов в цифровом и HD-качестве. При этом вы получите возможность управления просмотром, доступ к архиву телепередач и покупке фильмов.

Таким образом, телевидение становится более удобным, картинка — более качественной, а телепередачи — все более разнообразными.

Наконец, стоит отметить и третью причину (непосредственно связанную с первой — деньгами) — это реклама. Раньше в интернет-видео было гораздо меньше рекламы, и видеохостинги выгодно отличались этим от ТВ. Но в 2018 году интернет-реклама обогнала в России телерекламу по общей капитализации, ранее это же произошло в США и Западной Европе. Практически все крупные видеоблогеры не брезгуют рекламой, а многие — и сотрудничеством с политическими партиями. В общем, интернет приблизился к телевидению.

Наконец, есть и четвертая причина: она не очень актуальна для крупных городов России, но все еще влияет на рейтинги телевидения в Европе. Во многих странах интернет дорогой и не совсем безлимитный. Например, в Германии многие операторы предлагают за 25–30 евро тарифы с ограничениями по скорости в 20–25 Мбит/с, при этом объем скачиваемой информации также ограничен. В зависимости от оператора разрешенный объем входящего трафика может составлять от 200 до 500 Гб в месяц: для частого просмотра видео в Full HD-качестве маловато. Также во многих странах Европы все еще распространен ADSL — при использовании этой устаревшей технологии о просмотре онлайн-видео в хорошем качестве можно вообще забыть.

Особый путь России

В России популярность телевидения спадает не так быстро, как в наиболее богатых странах мира. Во многом это связано с тем, что у нас нет своего аналога Netflix, платного стримингового сервиса, предлагающего за разумные деньги доступ к высококачественным фильмам и сериалам (зачастую — собственного производства). К тому же в нашей стране многие телезвезды прошлого стали открывать YouTube-каналы и снимать видео для интернет-аудитории: вспомним, например, Андрея Макаревича или Леонида Парфенова. В интернет начали активно выкладывать свои клипы и эстрадные артисты, певцы.

На YouTube пришли телевизионные профессионалы — режиссеры, ведущие, артисты. А вместе с телезвездами прошлых лет в YouTube пришли и привычные телеформаты: викторины, интервью со звездами и т.п.

При этом, как мы уже отметили ранее, рекламы в интернет-видео стало гораздо больше, а новые и необычные форматы в YouTube появляются уже редко. Таким образом, в 2019 году интернет-ролики приблизились к телевизионным передачам и по бюджетам, и по форме подачи материала, и по количеству рекламы, но при этом видеохостинги практически не повлияли на форму и содержание телевизионных передач. Конечно, популярность ТВ понемногу снижается в процентном соотношении от общего числа зрителей, но видеохостинги «похоронят» телевизор еще очень нескоро, по крайней мере, в России.