Пожалуй, это самый популярный вопрос, который задают себе те, кто собирается уйти из офиса в свободное плавание. Где найти проекты? Сколько проектов нужно, чтобы зарабатывать достаточно? А если один из моих клиентов внезапно уйдет, и я останусь без денег? Работа в офисе хороша тем, что она дает возможность чувствовать надежную почву под ногами. Увы, о фрилансе такого не скажешь, но риск — дело благородное. Впрочем, рисковать тоже можно с умом. Рассказываю, как я навсегда избавилась от страха остаться без проектов и денег.

Делайте свою работу хорошо

Пожалуй, это ключевой принцип для фрилансера. В сфере digital, где работаю я, все друг друга знают. Работодатели постоянно запрашивают друг у друга рекомендации на новых сотрудников, которые переходят из одного агентства в другое, так что некачественная работа может стоить вам репутации. Испортить ее легко: достаточно один раз сделать проект спустя рукава, а вот восстановить — очень сложно, на это могут уйти месяцы и годы. Но этот же принцип работает и в обратную сторону: если вы делаете свою работу хорошо и вовремя, сарафанное радио очень быстро распространит информацию о вас как о надежном специалисте высокого уровня. Работодатели не очень любят разгребать горы резюме и просматривать биржи в поисках «того самого» сотрудника: гораздо чаще они склонны доверять рекомендациям своих коллег — это занимает меньше времени и с большой долей вероятности оправдает ожидания.

Будьте в тусовке

Чем бы вы ни занимались: дизайном, текстами, SMM — смотрите в оба: держите руку на пульсе последних тенденций в отрасли. Есть разные способы оставаться на волне: читать тематические СМИ, ходить на конференции, листать каналы и сообщества в соцсетях. Мне удобен последний вариант, у меня около десятка каналов в Telegram, где коллеги делятся последними новинками в сфере написания и редактирования контента. Периодически там появляются вакансии от первых лиц, которые выкладывают сами редакторы, потому что переходят на другое место работы и ищут себе замену. Так, один из проектов я нашла через свою одногруппницу, с которой обучалась вместе в Школе редакторов Максима Ильяхова.

Расскажите о себе

И речь тут не только о резюме, хотя и им многие пренебрегают, ленясь описать важные детали и достижения. Работодатели просматривают сотни резюме ежедневно, чаще всего — проскролливая, в надежде уцепиться хоть за какую-то интересную подробность, потому что большинство из них все еще изобилуют малоинформативными словечками вроде «целеустремленный» и «исполнительный». Опишите все свои навыки и достижения, прикрепите рекомендации от предыдущих работодателей и обязательно составьте портфолио. Есть множество специализированных сайтов, на которых можно собрать красивое портфолио в удобном конструкторе, например Readymag, Portfoliobox или FL.ru. Один наглядный кейс расскажет о вас намного больше и ярче, чем сотни слов и описаний.

Покажите свою мотивацию

Откликаясь на вакансию, обязательно пишите сопроводительное письмо. Некоторые работодатели даже не рассматривают отклики без него, потому что сопроводительное письмо — это ваша мотивация получить эту работу. Опытный рекрутер в два счета определит, составили ли вы его сами или подсмотрели в интернете, а также без труда вычислит, если вы отправляете один и тот же текст нескольким работодателям. Будьте креативны, не жалейте времени на самопрезентацию, потому что это первый и самый важный шаг к успеху.

Оживите свои соцсети

Сейчас каждый работодатель обязательно попросит вас прикрепить ссылку на профили в соцсетях. И если стена ВКонтакте у вас будет забита репостами цитат и мемов, а в Facebook будет болтаться одинокий пост от 2014 года, то шансов, прямо скажем, маловато. Покажите, что вы интересуетесь отраслью, разместите фотографии с тематических мероприятий, поделитесь успешными результатами своей работы или статьями, которые были полезны для вас. Напишите пост о своей профессиональной деятельности и навыках и закрепите его наверху ленты, чтобы его было легко увидеть и потенциальным работодателям, и коллегам, которые при случае могут предложить вам проект, и просто друзьям, которые смогут сделать репост и порекомендовать вас своим знакомым.

Подпишитесь на каналы с вакансиями

Сейчас это более действенный способ найти проект, чем HeadHunter, потому что возможности мессенджеров позволяют создавать более узкие тематические сообщества с регулярно обновляемыми вакансиями. У каждого специалиста будет свой набор, но вот те каналы в Telegram, которые регулярно просматриваю я:

Подготовьтесь к тому, что в первые 6-12 месяцев что-то может пойти не так

Проект окажется ненадежным, работодатель — недобросовестным, а сарафанное радио пока будет не настроено. Предусмотрите для себя финансовую подушку на первое время, чтобы застраховаться от таких ситуаций, и смело отправляйтесь в свободное плавание. И вы даже не заметите, как через какое-то время вопрос «где взять новые проекты» вообще исчезнет из вашего поля зрения.