На крупнейшей выставке потребительской электроники в Лас-Вегасе в этом году впервые за последние годы не было новых моделей 3D-телевизоров. Значит ли это, что идея трехмерного телевидения ушла в прошлое? Попробуем это выяснить.

Обновление привычной технологии

Больше десяти лет назад началось повальное увлечение 3D-технологиями. Распространение технологий во многом спровоцировал кинематограф: после выхода фильма «Аватар» в 2009 году многие зрители захотели наслаждаться трехмерным кино у себя дома (ради точности формулировок отметим, что речь идет фактически о стереокино, до настоящего третьего измерения пока далеко).

Но началось все гораздо раньше. Еще в 1970 году в Канаде разработали технологию IMAX. «Трехмерный» эффект достигается за счет увеличения ширины экрана. Ширина экрана превосходит ширину зрительного зала, поэтому размеры изображения выходят за пределы поля зрения посетителя кинотеатра. Так достигается «погружение» в картинку. Для усиления эффекта впоследствии были придуманы специальные поляризационные очки. При этом используются два проектора, а на экране появляются два изображения. Одно из изображений отображается с вертикальной поляризацией, одно — с горизонтальной. Такая технология позволяет получать качественное изображение, хотя при наклоне головы яркость изображения меняется.

Эффект двойной поляризации используется и в 3D-телевизорах. Во многих моделях один кадр отображался на четных строчках, а второй — на нечетных. Для приема изображения необходимы поляризационные очки. Разумеется, трехмерные телевизоры уже 8–9 лет назад были гораздо дороже обычных. Но покупателей это поначалу не отпугивало — повышенный интерес к технологии позволял удерживать продажи на сравнительно высоком уровне. Через некоторое время и производители планшетов и других гаджетов начали продавать первые 3D-устройства, но подобные нововведения потребителей практически не заинтересовали. Через несколько лет, к 2013–2014 годам, резко сократились и продажи 3D-телевизоров. Почему?

Спад интереса

Темпы распространения 3D-телевизоров в 2010–2012 годах оказались высокими, но революции в вещании не произошло.

Потребители, купившие телевизоры с поддержкой 3D, столкнулись с целым рядом неудобств:

– Телевизоры оказались слишком дороги для многих потребителей.

– Телепередач и фильмов в формате 3D слишком мало.

– 3D-телевизоры дороги в обслуживании: зачастую их просто негде отремонтировать.

– Многие телезрители отмечали, что длительный просмотр передач и кино в 3D-очках утомляет и вызывает головную боль.

Высокая цена телевизоров не отпугивала первых покупателей из развитых стран — в основном, любителей модных гаджетов, готовых переплатить сотни долларов за новинки. Но большинство потенциальных зрителей оказались не готовы платить за функцию, которой не будет пользоваться каждый день. Распространению трехмерного вещания помешало и то, что за несколько лет, в течение которых наблюдался повышенный интерес к технологии, не появилось достаточного количества 3D-контента. Телекомпании во всем мире продолжили производить традиционные передачи без поддержки 3D, а фильмов в новом формате было выпущено не так много. Большинство новинок проката, фильмы прошлых лет, классика кино — все это так и не было выпущено в 3D.

Кроме того, 3D-телевизоры оказались неудобны в обслуживании и ремонте. Чтобы отремонтировать устройство, приходится обращаться в официальный сервисный центр производителя телевизора. Зачастую подобные центры есть только в крупных городах. К тому же стоимость замены экрана или материнской платы телевизора после завершения гарантии, как правило, высока. Если устройство теряет работоспособность, нередко проще купить обычный телевизор.

И наконец, для некоторых зрителей просмотр 3D-передач и фильмов оказался физически некомфортным: ощущение усталости, «песка» в глазах, головная боль иногда появлялись уже через час просмотра. Компания Samsung еще в 2010 году предупредила потребителей, что регулярный просмотр фильмов и передач в 3D может вызывать головокружение и головную боль.

Технология мертва?

Недостатки, указанные выше, привели к тому, что по опросам в 2013–2014 годах большинство покупателей, приобретавших 3D-телевизоры, использовали все функции устройства лишь несколько раз, из любопытства. Затем 3D-режим отключался, очки лишь занимали место на полке, и телевизор использовался в привычном 2D-режиме.

Более интересными оказались дополнительные опции, расширяющие возможности привычного 2D-вещания, например, интерактивное телевидение. Интерактивное ТВ от ОнЛайм позволяет смотреть сотни цифровых каналов в SD и HD, управлять просмотром и получать доступ к архиву телепередач.

В 2017 году выпуск 3D-телевизоров резко сократили или вообще остановили такие гиганты, как Sony, Samsung, LG. К началу 2019 года производство свернули и менее известные компании. В  текущем виде у 3D-телевидения, похоже, нет никаких перспектив.

Но все может измениться, если в будущем появится технология, позволяющая показывать настоящее трехмерное изображение (а не просто стереокино) без использования очков. Возможно, устройства с поддержкой таких технологий появятся уже в третьем десятилетии XXI века. Посмотрим, смогут ли новые технологии в ближайшие годы возродить интерес к трехмерному телевидению.