Заказать такси как никогда просто: несколько действий в приложении — и водитель такси уже мчится к вам. С современными такси-сервисами пассажирам не приходится никому звонить и объяснять маршрут, а водителем такси может стать каждый (ну, почти). Рассказываем, как работает эта система, в которой выгодно быть и пассажиром, и водителем.
Смартфоны и доступный интернет изменили рынок такси-услуг: теперь мы связываемся с водителями не через диспетчера, а с помощью мобильного приложения-агрегатора. С латинского «агрегатор» переводится как «накопление». Такси-агрегаторы тоже накапливают (собирают) заказы на перевозку пассажиров или багажа и передают их перевозчикам, зарегистрированным в системе. Все происходит в мобильном приложении, без диспетчеров, звонков или поисков подходящего такси прямо на улице. Новой привычке мы обязаны Uber — сервису, название которого в некоторых странах уже стало нарицательным.
Немного истории. Как появился первый такси-сервис
Все случилось в 2009-м, когда Трэвис Каланик и Гаррет Кэмп основали частную компанию Uber и разработали для нее приложение, которое позволяло быстро заказывать такси. Революционность идеи заключалась в том, что это можно сделать онлайн, а водителем такси мог стать каждый, кто зарегистрируется и подтвердит свою личность в системе. Приложение помогает быстро найти машину, отследить ее перемещение и расплатиться за оказанную услугу, а за это снимает комиссию с водителя.
Вначале Uber покорил американский рынок, а через пару лет добрался до России. Сейчас, помимо Uber, можно воспользоваться услугами альтернативных такси-агрегаторов — Яндекс.Такси, «Ситимобил», Gett и многих других.
Основные принципы работы онлайн-такси
Кто водители: частные лица, индивидуальные предприниматели и таксопарки (последние выступают посредниками между частными водителями и онлайн-сервисами).
Как искать заказ: выбор маршрута следования и поиск автомобиля происходит только в фирменном мобильном приложении.
Кто за это платит: комиссию сервису — обычно 10–20% с поездки — оплачивает водитель. Если водитель работает через посредника (таксопарк), ему тоже необходимо отдать часть дохода — около 10%.
Кто есть кто: такси-сервисы не перевозят пассажиров или грузы — они просто сводят таксистов и будущих пассажиров с помощью мобильного приложения.
Почему такси-сервисы стали такими популярными?
Это удобно. Вы можете быстро найти подходящую машину в эконом- или бизнес-классе, с учетом перевозки объемного багажа или для поездки с маленьким ребенком, когда нужен транспорт с детским креслом (и даже двумя креслами).
Это быстро. Так как к агрегатору подключено большое количество машин, поиск подходящего авто занимает несколько секунд, а обработка заказов — около минуты. А еще вы примерно знаете, через какое время машина прибудет к месту посадки.
Это безопасно (но далеко от идеала). Компании, которые стоят за такси-сервисами, стараются, чтобы количество довольных клиентов постоянно увеличивалось — конкуренция между ними серьезная, потому приходится постоянно поднимать планку в качестве обслуживания. Когда меняются требования к водителям и их автомобилям, в выигрыше оказываются пассажиры.
Это экономно. Вы заранее знаете, сколько будет стоить поездка. Обычно услуги такси-сервисов обходятся дешевле, чем заказ привычного такси, и особенно хорошо это правило работает в аэропортах и других местах. Однако при резком увеличении спроса или в плохую погоду стоимость поездки может ощутимо вырасти и в онлайн-такси тоже.
Оплатить поездку в такси-сервисе можно наличными или картой, привязанной к приложению.
Как работает Яндекс.Такси
Формально Яндекс.Такси относится к такси-агрегаторам, работающим онлайн, но на деле заказать машину в этом сервисе можно не только через приложение — также можно позвонить по телефону или оформить заказ на сайте taxi.yandex.ru. В форме заказа можно задать особые требования — например, если нужен некурящий водитель, кондиционер в автомобиле, вы планируете перевозить животных или крупногабаритные вещи вроде лыж и сноубордов. Родители с детьми могут заказать автомобиль с одним или двумя детскими креслами или бустерами. В Яндекс.Такси обещают, что машина с водителем прибудет через 4–5 минут после оформления заказа.
Яндекс.Такси работает в 300+ городах России, Беларуси, Молдовы, Армении, Грузии и еще в нескольких странах.
Водители могут подключиться к приложению Яндекс.Такси через посредника — таксопарк. Для работы в сервисе используется приложение Яндекс.Таксометр, доступное для Android-смартфонов. Приложение позволяет принимать заказы, рассчитывать прибыль от перевозок, отслеживать динамику рейтинга. Брать заказы в работу могут только таксисты с положительным рейтингом. Комиссия для водителя составляет 23% — часть уходит такси-агрегатору, часть забирает таксопарк.
Как работает Uber
Первым названием сервиса был UberCab — «СуперТакси», если использовать сленговый перевод. Сегодня оно трансформировалось в просто Uber. Изначально агрегатор допускал к работе только некоторые модели автомобилей, но в 2012 году это ограничение сняли, тогда в сервисе появилось много авто эконом-класса.
Для пассажира все предельно просто: начальные и конечные адреса можно выбрать из базы, но проще поставить точку на карте. После того как вы подтвердите место посадки, начинается поиск автомобилей, и водители, находящиеся рядом, получат соответствующее оповещение. Вы можете проследить, как двигается такси на карте и как скоро оно окажется у вас.
Впечатления от поездки можно оценить прямо в приложении. Рейтинг водителя зависит от выставленных оценок.
В Uber помимо стандартного разделения на классы автомобилей (например, UberX — стандартное такси эконом-класса, UberBlack — с представительскими авто и т. п.) есть несколько экзотических сервисов. UberPIZZA занимается доставкой пиццы, UberPET — животных, UberKIDS перевозит детей, а UberEATS — доставляет еду. В России эти услуги ограничены — тот же UberKIDS доступен только в пределах МКАД.
Стать водителем в Uber может любой желающий, основные условия — не менее трех лет водительского стажа и отсутствие судимостей. Для подключения используется любое мобильное устройство на Android или iOS. При этом 20% заработка забирает агрегатор, еще 10% уйдет таксопарку, если водитель подключается через посредника.
Как работает Gett
Израильский проект Gett уверенно чувствует себя на российском рынке и успел стать призером Премии Рунета в категории «Инновации и технологии» в 2012 году. Достичь таких результатов помог основной принцип работы компании: если лучше относиться к водителям, они лучше отнесутся к пассажирам.
Помимо Израиля и России воспользоваться услугами такси-сервиса можно в Великобритании и США, а всего к системе подключено 120 городов. Разработчики позиционируют Gett как такси для корпоративных клиентов, хотя перевозками частных лиц онлайн-такси тоже занимается. Приложение для работы с агрегатором доступно для устройств на Android и iOS, причем здесь тоже есть нестандартные предложения вроде GettDelivery — такси для курьерской доставки.
Как и в предыдущих сервисах, можно наблюдать за движением такси в онлайн-режиме, выбирать адрес вручную или указывать его прямо на карте, пользоваться автомобилями разных классов. За каждую поездку пассажир получает бонусы лояльности. Их нельзя использовать для оплаты следующих поездок, но их количество влияет на статус пассажира. Чем выше статус, тем строже требования к водителям, которые будут приезжать на вызов.
В большинстве такси-сервисов можно заказать отложенную поездку. Запланируйте вызов такси, указав дату и время поездки, а также пункт подачи автомобиля и пункт назначения.
Кто отвечает за комфорт и безопасность пассажиров
Хотя к такси-сервисам накопилось много претензий по этому вопросу, они все-таки контролируют работу водителей. Например, Яндекс.Такси предъявляет высокие требования к знанию правил дорожного движения и периодически устраивает фотоконтроль, когда автомобиль нужно сфотографировать в нескольких ракурсах и отправить снимки через приложение. Новички и водители, которые не работали более 45 дней, должны пройти обучение и аттестацию. К сервису можно подключиться и без прохождения тестов, но рейтинг такого водителя на старте будет ниже, чем у конкурентов с аттестацией. Для водителей, занимающихся перевозкой детей, проводятся отдельные тренинги, где их учат обращаться с детским креслом, реагировать на плач, усталость и активное поведение ребенка на пассажирском сидении. А недавно сервис сделал более заметными карточки с информацией о водителях — теперь ознакомиться с ними можно сразу после того, как пользователю назначат такси.
К работе в «Ситимобил» водители допускаются после успешного собеседования, на котором они должны продемонстрировать хорошее знание русского языка и умение вежливо общаться с клиентами. Водители проходят короткие курсы обучения и сдают тесты. Аналогичная система работает в Gett, но здесь претендентов оценивают не столько по профессиональным качествам (хотя они тоже важны), сколько на умение адекватно вести себя в нестандартных ситуациях
Пассажиру выгоднее сотрудничать с тем водителем, который работает в сервисе через таксопарк. Так у него есть определенные гарантии на случай аварии или неприятных инцидентов в дороге. Некоторые таксопарки изучают историю водителя, ищут их на сайтах судебных приставов и в черных списках, а еще осматривают водителей перед сменой, чтобы исключить употребление алкоголя или наркотиков, оценить общую усталость. Водители-одиночки в такой ситуации выглядят менее привлекательно — пассажир больше рискует попасть в неприятную ситуацию. Но есть другой механизм — практически во всех сервисах предусмотрена блокировка аккаунта водителя, если на него регулярно жалуются пассажиры (и соответственно, из-за этого снизился рейтинг) из-за грязного автомобиля или невежливого обслуживания.
В целях личной безопасности всегда сверяйте информацию об автомобиле с той, что указана в приложении. Если приехало авто другой модели, с другим номером или водителем — это повод отказаться от поездки. А вот полагаться на брендированную машину не стоит — строгих требований к соблюдению корпоративного стиля агрегаторы не предъявляют. Впрочем, в Яндекс.Такси автомобили с соответствующей наклейкой имеют небольшой приоритет при заказе в Москве.