Идея собирать деньги «всем миром» не новая, но за последние десятилетия она трансформировалась, перетекла в цифровое пространство и стала называться краудфандингом. Сегодня через интернет находят средства на что угодно: производство гаджетов, съемку фильма, запись музыкального альбома, помощь пострадавшим от стихийных бедствий, социальные проекты. Как это работает и что нужно обычному человеку, чтобы получить финансирование с помощью краудфандинга?

Что делают обычные люди или предприниматели, когда им нужны деньги? Одни берут кредит, другие занимают у знакомых, третьи долго и упорно работают, чтобы получить заветную сумму. Но суть краудфандинга в другом: собрать с миру по нитке, как гласит известная пословица.

Первым примером краудфандинга в чистом виде стал сбор средств на организацию гастрольного тура рок-группы Marillion в 1997 году. Позже ее участники повторно использовали этот метод для продвижения своих альбомов, всего им удалось собрать более $60 000. Сам термин «краудфандинг» появился позже, в 2006-м — его автором стал Джефф Хауи (Jeff Howe), профессор журналистики Northeastern.

Краудфандинг — сrowdfunding, «народное финансирование».

На самом деле краудфандинг существовал раньше: так восстанавливали памятники культуры, помогали пострадавшим в результате катастроф, собирали на строительство храмов.

Вот самые яркие примеры краудфандинга в мире за последние несколько лет:

  • $750 000 000 собрали для организации предвыборной кампании Барака Обамы;
  • $70 000 000 собрали для запуска компьютерной игры Star Sitizen;
  • $50 000 собрали для завершения съемок фильма Demain la Veille («Ожидание вчера»);
  • $20 000 собрали для запуска производства умных часов Pebble Time.

В 2014 году с помощью краудфандинга в шутку привлекли более $55 000 для приготовления картофельного салата.

В краудфандинге важно обозначить цели, назвать требуемую сумму и предъявить калькуляцию расходов. Процесс должен быть максимально прозрачным. Но краудфандинг — не просто сбор денег! Чаще всего это пожертвование «с отдачей», хотя встречаются и исключения. Когда была собрана необходимая сумма для съемок фильма, одни жертвователи получили приглашение побывать на съемочной площадке, а другим были высланы DVD-диски. А вот сборы на политические цели и помощь пострадавшим обычно не подразумевают какой-то обратной связи — считается, что средства поступают на реализацию общей благой цели.

От краудфандинга к краудинвестингу

Человечество не остановилось на краудфандинге и придумало еще и краудинвестинг (crowdinvesting, equity crowdfunding). Это способ финансирования для тех, кто планирует за свои пожертвования получить вознаграждение в дальнейшем. Другими словами, это инвестиция в будущее.

Есть несколько видов краудинвестинга. Известный многим роялти — один из них. Эта модель востребована в музыкальной и киноиндустрии, также ею пользуются разработчики программного обеспечения и игр и т. п. Менее популярны акционерный краудинвестинг и народное кредитование. Удобно, что можно не рисковать и вкладывать деньги в работающие бизнес-модели, а не стартапы с сомнительными перспективами.

Краудинвестинг: меньше альтруизма, больше реальной выгоды.

Положительные моменты в краудинвестинге — это возможность вкладывать даже небольшие суммы с последующим получением выгоды, параллельное инвестирование в несколько проектов и выбор подходящих проектов по четким критериям. Но есть и минусы: вы рискуете нарваться на мошенников, проект может закрыться, если нужная сумма не будет собрана, а законодательного регулирования в этой сфере до сих пор нет.

Поучаствовать в краудинвестинговых проектах можно на платформах EquityNet, AngelList, SeedInvest, FundersClub, CircleUp, CrowdCube и Seedrs. Все они зарубежные, а в нашей стране пока все-таки больше популярен краудфандинг.

Краудфандинг в России

Первой краудфандинговой платформой в России стал проект Kroogi, который заработал в 2007 году. Это творческое сообщество, через которое распространяются оцифрованные произведения: музыка, кино, книги, фотографии и т. п. Основателем проекта стал Мирослав Сарбаев, а его идею поддержали многие российские деятели искусства, включая Бориса Гребенщикова. Суть проекта в том, что авторские произведения становятся доступными для свободного прослушивания, просмотра и скачивания. Благодарность пользователи Kroogi могут выразить в виде любой суммы денег — никаких ограничений платформа Kroogi не устанавливает.

В 2012 году заработала еще одна крупная российская краудфандинговая система — Boomstarter. Сегодня здесь принимают проекты в 20 категориях, среди которых бизнес, высокие технологии, искусство, дизайн, музыка, кино и другие. Разместиться на Boomstarter можно бесплатно, достаточно оплатить комиссию платежных систем и НДФЛ.

В 2013 году краудфандиновый проект The Assassination Market запустили в преступных целях: его авторы собирали деньги на заказные убийства. Анонимность обеспечивалась с помощью криптовалюты Bitcoin.

Где еще в России собирают деньги на реализацию проектов? Например, на planeta.ru, куда обращаются для воплощения творческих идей и развития бизнеса. На ее счету более 600 успешных проектов и 250 000 рублей выплаченных вознаграждений. Эпизодически сбор денег по принципу краудфандинга организовывали крупные медийные порталы: Colta.ru, Сиб.фм и другие.

Kickstarter — самая популярная платформа краудфандинга

Площадка Kickstarter, которая только в 2012-м собрала $320 миллионов, спустя три года увеличила эту цифру в пять раз. На момент написания статьи статистика выглядит ошеломляющей: $4,2 миллиарда и 161 000 успешных проектов! Kickstarter входит в тысячу самых посещаемых сайтов в мире, и именно он стал примером для множества других подобных проектов в разных странах.

Основное правило Kickstarter звучит так: если запрашиваемая авторами проекта сумма не собирается за определенный срок, деньги возвращаются инвесторам. Сколько денег нужно получить и за какое время, решает только создатель проекта. Также здесь собирают средства на реализацию конкретных новых проектов, организовать сбор на работающую идею уже не получится.

Чаще всего на Kickstarter выходят молодые предприниматели — так называемые стартаперы. У посетителей площадки они просят деньги на создание гаджетов, видеоигр, независимого кино. За свои услуги платформа берет 5%, еще 3% придется отдать платежному сервису Stripe.

Ближайшие альтернативы Kickstarter:

  • IndieGoGo — международная площадка, работающая в 200странах. С ее помощью собирают деньги на новый бизнес, благотворительность и даже важные события вроде свадьбы или сложной операции. В отличие от Kickstarter, любая собранная сумма отправляется автору, даже если финансирование не завершилось в отведенные сроки. Если цель проекта была достигнута, площадка забирает себе 4%, если нет — придется отдать ей 9%;
  • RocketHub — платформа для новичков в краудфандинге. Здесь можно собрать необходимую сумму на бизнес-цели, развитие культурных или научных проектов, на социальные задачи. Как и в предыдущем случае, инициатор сбора получает деньги независимо от достигнутой цели;
  • Booomerang — успешная европейская платформа с корнями из Дании. Вначале ее авторы ориентировались на музыкантов и разработчиков видеоигр, но сейчас здесь встречаются социальные, благотворительные и другие проекты.

Платформы краудфандинга не только помогают собрать необходимую сумму, но выступают чем-то вроде рекламного сервиса. Если основательно подготовиться к размещению, проработать стратегию, записать яркие и понятные для потенциальных клиентов видеоролики, можно получить хороший фидбек и заинтересовать много людей.

Как получить деньги на Kickstarter

У вас есть интересная идея и для ее воплощения в жизнь нужна крупная сумма денег? Тогда регистрируйтесь на любой из перечисленных платформ и «сбывайте мечту». А мы рассказываем, как пошагово разместить проект на Kickstarter.

Важное предупреждение: вам придется воспользоваться услугами посредника и доверить ему свои деньги или зарегистрировать бизнес в США.

Начинаем!

Составьте бизнес-план. Вы должны понимать, сколько денег потребуется для реализации проекта. Помогут точные расчеты и трезвая оценка возможностей: вероятно, появятся непредвиденные расходы или придется привлекать еще сотрудников, чтобы закончить начатое. Это должно быть учтено в смете, иначе вы не сможете выполнить обязательства.

Выберите время. Желательно, чтобы старт проекта не совпал с другими важными событиями вроде выборов президента, сезона отпусков или выхода очередного сезона любимого миллионами сериала. Этот принцип больше работает на Западе, но если вы собираетесь размещаться на Kickstarter, придется ему следовать. Учитывайте, что от хорошего старта во многом зависит успешность всей кампании.

Займитесь рекламой. Постарайтесь, чтобы о вас написали блогеры и лидеры мнений, заявите о себе в соцсетях, которыми пользуются ваши потенциальные клиенты, делайте рассылки, обращайтесь в тематические СМИ и занимайтесь кросс-промоушеном. Даже если получите больше отказов, чем ожидали, кто-то все равно загорится вашей идеей. В противном случае придется задуматься: а она точно кому-то интересна?

«Разогрейте» аудиторию. Если вы раньше работали над продуктом, о нем уже знает небольшая группа людей. Сделайте так, чтобы они превратились в целевых покупателей, настоящих фанатов. Они могут прийти на Kickstarter, чтобы пожертвовать деньги.

Подготовьте презентацию. Мы живем в эпоху визуального контента, потому важно показать проект с наилучшей стороны. Запишите видеоролик, из которого станет понятно, ради чего вы собираете деньги, как это работает, какую пользу принесет. Хорошо, если ваши клиенты увидят, как команда работает над проектом, кто за ним стоит, чем увлечены эти люди. Это здорово мотивирует!

Определитесь со взносами. Можно разделить их на несколько уровней, указав, что на выходе получит жертвователь в каждом диапазоне. Например, авторы музыки, которые собирают на запись альбома, за минимальный взнос могут прислать копию альбома с автографами, а за крупный — дополнить их фирменным мерчем или билетом на концерт. Желательно не менять границы лимитов в процессе сбора — так вы поступите нечестно по отношению к тем, кто уже сделал взнос. Впрочем, сам Kickstarter не запрещает изменять границы размеров взносов.

Разместите проект на Kickstarter. В этой статье мы опустим техническую сторону вопроса — узнать больше о ней можно на сайте платформы или в многочисленных тематических сообществах. Львиная доля полезной информации будет на английском языке, но это не должно останавливать: в любом случае придется владеть им на достаточно высоком уровне.

Оцените промежуточные результаты. Если все складывается успешно и сумма приближается к заветной отметке, можно поставить сверхцели. Это отличный инфоповод — вы еще раз громко заявите о своей идее, а также снимете часть сомнений у тех, кто собирался, но до сих пор не решался поучаствовать в сборе.

Завершите проект. Когда срок сбора денег выйдет, Kickstarter заблокирует основную страницу проекта, но вы по-прежнему сможете писать туда обновления. Надеемся, у вас получится с первого раза!

На этом работа только начинается — вам еще предстоит вывести деньги (а это тоже требует определенных усилий) и приступить непосредственно к реализации проекта. Но это совсем другая история 🙂