«Жизненный идеал Монморенси состоит в том, чтобы всем мешать и выслушивать брань по своему адресу. Лишь бы втереться куда-нибудь, где его присутствие особенно нежелательно, всем надоесть, довести людей до бешенства и заставить их швырять ему в голову разные предметы, — тогда он чувствует, что провел время с пользой», — писал в своей юмористической повести «Трое в лодке, не считая собаки» Джером К. Джером. Описывает собаку, а кажется, будто пишет о современных сетевых троллях, не так ли?
Что такое троллинг?
Троллинг — форма поведения в сетевом пространстве, в основе которого лежит провокация собеседника. Примечательно, что термин происходит от английского trolling, что в переводе значит «ловля рыбы на блесну», то есть буквально — клюнул на сообщение тролля, вот и попался! Но в Рунете троллинг ассоциируется вовсе не с удачной рыбалкой, а с троллями — злобными существами из скандинавской мифологии. Впрочем, феномену сетевых провокаций и их авторам этот вариант соответствует более чем.
Оксфордский словарь английского языка включил термин «троллинг» в контексте интернета еще в 1992 году. Сетевые провокации гораздо старше, чем можно подумать!
Среда обитания
Тролли обитают исключительно в сетевом пространстве социальных сетей, форумов, блогов, чатов и даже новостных сайтов. Комментарии к последним являются и вовсе благодатной для них почвой: там собрано все самое актуальное и обсуждаемое.
Подобрать аналогию троллингу в обычной жизни непросто. За откровенную глупость и обман можно сразу прослыть недалеким человеком, за возбуждение ссор и раздора в компании — раз и навсегда лишиться ее общества, подстрекательство и провокация могут и вовсе до рукоприкладства довести. И только под маской анонима в сетевом пространстве возможно все.
Несмотря на тенденцию указывать при регистрации в соцсетях свои реальные данные, отсутствие привязки аккаунтов к реальному человеку по-прежнему создает иллюзию вседозволенности. Но спорить о необходимости входа в интернет по паспорту как способе борьбы с троллингом можно еще дольше, чем спорить с самими троллями.
Как ведут себя тролли?
Любой уважающий себя и не уважающий других тролль сначала пытается мимикрировать под окружающую его среду, делая вид, что интересуется темой сообщества и разделяет общие интересы его участников. Едва втершись в доверие, он начинает действовать: публикует собственные провокационные посты, портит уже начатые другими пользователями обсуждения, распространяет вредные идеи и всячески вносит деструктив в устоявшийся микроклимат группы. Зачем? Забавы ради, борьбы со скукой для. Как говорят тролли — я сделал это ради лулзов.
Результатом такого вмешательства извне, как правило, становится снижение доверия друг к другу внутри сообщества. Уходит та самая теплая и ламповая атмосфера, за которую так ценят сетевое общение.
Троллей в сети не любят настолько, что подозревают в провокации любого, чье мнение отличается от заданного в группе тона. Выскажешь так свое наивное мнение в комментариях, а в ответ получишь обвинения в троллинге.
От троллинга до общественного мнения
Основная характеристика троллинга — возможность провоцировать не одного человека, а сразу многих. Комментарии к провокационному посту растут, как снежный ком, заставляя подключаться к обсуждению все новых и новых пользователей. Троллю только и остается, что наблюдать за развернувшейся на повышенных тонах дискуссией и довольно потирать руки.
Грустно, но методы троллей используются не только в сетевом общении, но и в политической и коммерческой сферах. Создание ложного эффекта массовости и иллюзия общественного мнения, снижение или рост доверия к источнику, а также увеличение охвата аудитории и вывод обсуждаемого материала в топы и на главные страницы — вот какие сомнительные преимущества дает пиарщикам метод троллинга. Безусловно, относится к «грязным» технологиям в сфере медиа.
Троллинг бывает разным
В Рунете существует негласная градация троллинга в зависимости от «толщины» высказывания. «Ну очень толсто!» — пишут троллю, не поддаваясь на его провокации. «А вот это было тонко!» — восторгаются искусством троллинга, который распознали только на третьей странице комментариев. Еще троллинг бывает унылым, но это неинтересно настолько, что даже бурного всплеска обсуждений не вызывает.
Интернет в целом и Рунет в частности оброс просто невероятным количеством случаев троллинга. Условно можно выделить следующие.
Строить из себя дурака
Оставлять глупые и наивные комментарии, чтобы понаблюдать за реакцией сообщества, присуще начинающим троллям. Лулзов от этого мало, а вот бан словить можно быстро. Хорошо, если на бане карьера начинающего тролля и завершится.
Устраивать откровенные вбросы
Публикация компроматов, слухов и сплетен любого уровня достоверности, а также откровенная клевета могут повлечь за собой наказание в соответствии с Уголовным кодексом. Но доказать причастность будет сложно, и редкое дело доводится до конца, если вообще бывает пущено в ход. Троллю только это и нужно!
Выдавать себя за другого человека
Выдавать себя за кого угодно можно с целью проверки собственных актерских способностей в сети, а также все ради той же троллинговой забавы. А вдруг кто клюнет? Это же сколько комментариев собрать можно!
Задеть чувства очень эмоционального человека
Доступность сетевого общения достигла того предела, когда в комментарии приходят дети с еще неокрепшей психикой, молодые мамочки под властью гормонов и не имеющие представления об обратной стороне сетевого общения пенсионеры. Справиться с собеседниками из «группы риска» троллю гораздо проще, чем с видавшими виды пользователями.
Заявиться в тематические сообщества
Кстати, о группах риска. Маятник общественного интереса периодически качает от одной социальной группы к другой. Сегодня тролли пытаются провоцировать феминисток и вегетарианцев, а завтра переключат свое внимание на минималистов и сторонников экологичного образа жизни.
Поспорить о вкусах
Музыка, кино, моды, кухня — опытный тролль может развести спор на любую тему. А уж если в комментариях ненароком упомянут имя Господа всуе, то провокаций на тему религии не избежать. От последних холиваров, впрочем, легко откреститься новым законом об оскорблении чувств верующих, а еще лучше — сослаться на Федеральный закон о свободе совести и о религиозных объединениях, статья 3 часть 5 которого гласит, что никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к ней. Что может быть лучше, чем грамотно вывести тролля из строя?
И прочая политота
Жаркие обсуждения политики на уровне дилетантов — просто рай для троллей любого уровня. Свою позицию при этом озвучивать необязательно, но пробежаться по окопавшимся по разным веткам диванным воякам можно от души. Вершина карьерной лестницы для любого тролля — быть замеченным и удостоиться внимания масс. И чем больше, тем лучше.
Фабрикой троллинга в России называют организованные группы пользователей, которые за денежное вознаграждение занимаются манипуляцией общественным мнением в интернете. Под разными наименованиями платный троллинг также наблюдается Китае, США, Израиле и других странах.
Публикация заведомо неоднозначных утверждений, демонстрация излишней самоуверенности, постинг с разных аккаунтов, создание антисообществ, бредогенератор и резкая смена модели поведения в комментариях — вот методы, к которым прибегают опытные тролли. Но именно благодаря им можно легко распознать тролля.
Как обезвредить тролля?
«Не поддавайся настроению духа того, кто тебя оскорбляет, и не становись на тот путь, на который бы ему хотелось увлечь тебя», — говаривал Марк Аврелий и будто в зеркало сетевого общения глядел. Во всяком случае, самой действенной защитой от троллинга на сегодня остается политика игнорирования тролля. Как говорят в интернете: «Не кормите тролля!».