Привыкли искать в Google и Яндекс? Попробуйте расширить свои знания о мире благодаря альтернативным поисковым системам. Не все они подходят русскоязычным пользователям, но всегда интересно, как они работают и что полезного или необычного предлагают.

Первая ассоциация на фразу «альтернативный поисковик» — это Bing или, на худой конец, Yahoo! Но в мировых масштабах это такие же узнаваемые игроки, как и Google. Потому смотрим в сторону менее известных, но не менее удобных поисковых систем.

DuckDuckGo (DDG)

Система со смешным названием и логотипом в виде гуся популярна на родине разработчиков — в США. Формируя результаты поисковой выдачи, она использует источники вроде Google, Yahoo!, Yummly, Wikipedia, краудсорсинговые сайты, а также собственного робота.

«Фишка» DuckDuckGo — в конфиденциальности результатов. Никто и никогда не узнает, что именно вы искали в этой системе, так как не сможет идентифицировать вас. DuckDuckGo не собирает информацию о пользователе, не вычисляет IP-адрес, с осторожностью относится к cookies, вы не найдете здесь истории поиска или кнопки авторизации.

DDG не использует «пузырь фильтров», как другие поисковые системы. Они формируют результаты в зависимости от множества факторов, связанных с конкретным пользователем: геолокации, возраста, профессии предыдущих действий на сайте и т. п. Это стало возможным как раз благодаря отказу от сбора персональных данных.

DuckDuckGo — пример объективной поисковой системы. На результаты ее выдачи не влияют личность и действия пользователя.

В DDG есть много интересных скрытых возможностей. Например, в ответ на запрос «shorten +ссылка» она возвращает сокращенный URL-адрес, в ответ на «qr +ссылка» генерирует QR-код, а «password +n» можно использовать для создания пароля длиною в n символов.

Baidu

В Китае свой, почти автономный интернет, который стал огромным полем для появления местных аналогов популярных сервисов. Лидером среди поисковых систем считается сайт Baidu. На глобальном рынке у него огромная доля — целых 2,2% (больше только у Google и Bing!).

Baidu владеет собственной Википедией — так называемой Байдупедией. Всего через пару недель после официального запуска она обогнала оригинальную Wikipedia по количеству статей.

Baidu умеет делать то, что недоступно в Google, — обрабатывать запросы на китайском письме. Каждый иероглиф воспринимается как отдельное слово, а поиск выполняется посимвольно. Последние несколько месяцев разработчики пытаются адаптировать систему под англоязычных пользователей, так как планируют вывести Baidu на западный рынок. Ради интереса можно задать поисковой системе вопрос на русском языке, но результат вряд ли порадует.

Baidu предпочитает выдавать в результатах поиска сайты, перенасыщенные ключевыми словами (в Китае это первый признак полезности ресурса), но самое главное его отличие от западных конкурентов — это тотальная цензура. В выдачу никогда не попадет сайт, который не угоден китайскому правительству.

Qwant

Сравнительно молодую поисковую систему — она работает с 2013 года — с французскими корнями создатели называют альтернативой Google. Qwant поддерживает 15 языков и доступна в 35 странах мира, но две трети ее пользователей по-прежнему французы. Разработчики настаивают на том, что используют собственную методологию поиска и анализа веб-ресурсов, хотя их неоднократно обвиняли в том, что они просто берут результаты выдачи Google, Bing и Wikipedia.

Qwant принципиально не зарабатывает на рекламе, вместо этого она продает фирменные поисковые технологии другим интернет-компаниям. Отсюда еще один плюс: поисковик не собирает данные о пользователях и не передает ее рекламным сетям.

Результаты поиска предлагаются в пяти категориях: сайты, новости, социальные сети, справка и маркетинг (в последнем блоке можно купить товар). Чтобы воспользоваться Qwant, достаточно установить одно из бесплатных расширений для Firefox, и ваш браузер будет использовать этот поисковик по умолчанию.

Для поиска людей в социальных сетях используется отдельный инструмент People. Вы вводите имя или никнейм человека, а система ищет его в Facebook, Twitter, Google+, LinkedIn и Myspace. Если ввести имя известного человека или события, в результатах обязательно появится большой блок с упоминаниями их в соцсетях (преимущественно в Twitter).

Startpage

Это ближайший конкурент DuckDuckGo — еще одна поисковая система с упором на приватность. Последние три года Startpage и сайт Ixquick (еще один независимый поисковик с собственными алгоритмами) работают как один проект.

Как и DDG, Startpage изначально не создавался для конфиденциального поиска. Сейчас система использует данные, которые предоставляет Google, но не привязывается к геолокации, не собирает сведения о пользователе, а благодаря URL-генератору ей не нужны cookies. Хотя работает она в большинстве стран мира, более половины ее постоянных пользователей проживают в Германии.

StartPage — единственная в мире поисковая система, которая получила сертификат ЕС о конфиденциальности. А благодаря встроенному прокси через нее можно находить и просматривать сайты, которые блокируются на уровне провайдера.

Swisscows

Как и в двух предыдущих случаях, здесь реализован анонимный поиск. Проект разработан в 2014-м IT-компанией Hulbee AG (Швейцария) и базируется на поисковой машине Bing. Используется встроенный сервис покупок, поиск музыки на SoundCloud и переводчик, работающий на базе Яндекс. Серверы, которые обслуживают сайт, расположены в подземных дата-центрах под швейцарскими Альпами.

Семантический анализ позволяет давать быстрые ответы на вопросы пользователей благодаря искусственному интеллекту и машинному обучению. Система на лету оценивает контекст запроса и мгновенно угадывает, что именно хотел узнать пользователь. Особенно хорошо это работает на примере слов или фраз с двойным значением. Например, в ответ на запрос «редиска человек» (фраза стала популярной благодаря комедии «Джентльмены удачи») она показывает несколько групп связанных по смыслу блоков. В одном показываются ссылки на слова «джентльмены», «фильм» и «слово», в другой — «плохой» и «человек». Переходя по каждой ссылке, можно узнать еще больше о каждом понятии, связанном с начальной фразой.

Есть и другие поисковые системы, заточенные под максимально анонимный поиск: Giburu, Discrete Search, Search Encrypt, Oscobo, Epicsearch. Все они создавались как альтернатива главному конкуренту и самому популярному поисковику в мире — Google.

YaCy

Децентрализованный поисковик, как убеждают создатели на главной странице проекта, «создан людьми для людей». Работа системы построена на принципах одноранговой (P2P) сети. Ее центральные элементы — Java-приложения, которые устанавливаются на компьютерах пользователей. Чтобы начать работу в YaCy, нужно скачать и инсталлировать это приложение. Центрального сервера в системе нет, а для защиты пользовательских данных используется несколько фирменных технологий.

Клиенты системы равноправны, их приложения сканируют интернет и индексируют страницы, а затем сохраняют результаты в общей базе данных («индекс»). Ежедневно база растет примерно на 130 тысяч поисковых запросов. У такого подхода есть большой плюс: кто угодно может использовать сервис YaCy для создания поискового портала в своей локальной сети.

DogPile

Поисковый проект с самым неординарным интерфейсом. Нарисованный пес с мячиком в зубах меньше всего располагает к серьезности, но на качество результатов поиска это не влияет. В этом DogPile помогают такие источники, как Google, Yahoo!, Яндекс и Bing. Поисковик запрашивает сразу несколько результатов из разных источников, чтобы на выходе пользователь получал наилучшие (а точнее — релевантные) результаты.

На главной странице DogPile не случайно изображен пес — с 2008 года проект курирует программу «Поиск и спасение», которая жертвует деньги благотворительным организациям, помогающим животным.

Yippy

Еще один пример метапоисковой машины, которая объединяет результаты из нескольких авторитетных источников. Конечно, среди них снова присутствует Google. «Фишка» Yippi в том, что она группирует результаты на десятках вкладок. Например, в ответ на запрос friends она выбрала более 800 наиболее релевантных ответов и выделила из них такие группы: Photos, Music, Friends and Family, Cruch, Israel, Animal, Star, Race, Library и еще десяток других. Это вам не стандартные 5–6 вкладок, которые предлагают другие, более маститые поисковики!

 

Ask

Достаточно старая поисковая система, работа которой строится по принципу «вопрос — ответ». В 1996 году она называлась Ask Jeeves, где Jeeves — имя личного помощника из серии романов Вудхауза о Дживсе и Вудстере. Задача этого помощника заключалась в том, чтобы быстро находить ответы на вопросы хозяина.

Система работает как полноценный поисковик, а еще дает ответы на вопросы, написанные живым (человеческим) языком. Например, «который час в Лондоне?» или «где находится ближайший супермаркет?». Разработчики добавили в Ask поддержку математических запросов и возможность быстро конвертировать величины.

Иногда пользователи видят результаты поисков в Ask помимо своей воли. Это легко объяснить: фирменное браузерное расширение (тулбар) Ask поставляется с различным ПО. Вы устанавливаете одну из таких программ с официального сайта, не глядя соглашаетесь с условиями и получаете Ask в качестве поисковой системы.

Ecosia

Поисковая система из Германии с экологическим уклоном, которая работает под девизом «Вы ищете в интернете, мы сажаем деревья». Ее создатели жертвуют 80% (а иногда больше) чистого дохода некоммерческим организациям, которые занимаются сохранением природы. На главной странице Ecosia размещен работающий в реальном времени счетчик — он показывает, сколько деревьев было посажено благодаря пользователям системы. На момент написания статьи их число перевалило за 56 миллионов!

Для формирования страницы с результатами поисков Ecosia использует данные из Google и Bing, но обезличенные: система не хранит конфиденциальную информацию пользователей, не вычисляет IP-адреса и не делает ничего другого, что помогает идентифицировать посетителей.

Если поисковик не Google в мировом масштабе и не Яндекс в российском, скорее всего, его ждет незавидная судьба, так как знают о нем немногие. Но для нас, пользователей (особенно владеющих английским языком) — это отличная возможность расширить свои знания о мире, избавиться от постоянной слежки и сбора информации о себе. Приятно получать рекламные предложения, которые могут быть интересными, но иногда хочется хоть немного анонимности, которой нас без спроса лишают лидеры поискового рынка.