Цифровой этикет, сетевой этикет, сетикет, нетикет — у правил общения в интернете существует несколько названий, но суть одна. Так называют правила поведения в интернете, которых придерживается большинство. В этой статье мы расскажем про основные из них, а также о том, как они менялись на протяжении последних лет.

September that never ended

Возникшая в 1980 году в университетской среде компьютерная сеть Usenet существенно повлияла на современную веб-культуру. Именно оттуда пошли знакомые нам термины «ник», «троллинг», «флуд», «спам» и «бан». Вместе с первыми правилами сетевого этикета.

Начало учебного года всегда было ознаменовано наплывом огромного количества новых студентов. Студенты получали доступ к Usenet, за определенное время усваивали правила сетевого этикета и начинали вести себя в соответствии с общепринятыми нормами. На это уходил примерно месяц, и сентябрь оставался пиком наплыва нарушающих правила новичков.

В 1993 году доступ к Usenet получили тысячи, а потом и миллионы пользователей, но обучать принятым нормам поведения в сети их было некому. Количество новых пользователей было настолько велико, что прежнее общение в Usenet оказалось под угрозой: в сети царил полный беспорядок. Резкое увеличение популярности Usenet привлекало все новых и новых пользователей, на что старички могли только посетовать, мол, кажется, этот сентябрь никогда не кончится, что за вечный сентябрь.

«Вечный сентябрь» все-таки закончился. Сначала одни провайдеры закрыли доступ к подобным сетям, а затем другие провайдеры закрыли доступ к Usenet вообще. Правда, на важности соблюдения правил сетевого этикета это отразилось едва ли.

Суть цифрового этикета

Правила этикета в Сети не являются общими или жесткими: они разнятся от сообщества к сообществу, да и спустя время претерпевают самые противоречивые изменения. Основной их принцип гласит — не затруднять общение друг другу.

Некоторые сообщества оформляют правила в формате устава или просто свода правил, но основная часть правил формально нигде не записана.

Комильфо

А вот список самых распространенных правил, соблюдение которых существенно облегчит жизнь участникам сообществ.

Изучение традиций. Лучше присмотреться к сообществу, чем поспешить оставить первый пост. Реакция на него может быть неоднозначной, а исправить первое впечатление будет непросто.

Поиск. Одно дело задать вопрос по вашей конкретной ситуации, другое — запросить общую информацию. А уж если об этом спрашивали буквально на прошлой неделе, то вас мигом обвинят в невнимательности, предложат погуглить и будут правы.

Оформление постов. Запрет на транслит и капслок, разбивка простыней текстов на абзацы, размещение фотографий и сокращение длинных постов — одним словом, все, что относится к удобочитаемости сообщений.

Обращение на «ты» или на «вы» регламентируется не правилами, а самой атмосферой сообщества. Где-то «тыканье» воспримут как хамство, мол, мы с вами на брудершафт не пили, а кому-то, наоборот, избыточным покажется «выканье».

Моветон

Существует целый ряд ситуаций, которые не приемлемы в сообществах.

Троллинг — форма сетевой провокации. Издевательским и хамским постам не место в приличных сообществах.

Игнор — умышленное оставление без ответа корректного вопроса. Сегодня не ответил на комментарий ты, а завтра не ответят тебе. Оставлять без внимания допускается только попытки троллинга.

Флейм — возникшее на пустом месте бурное обсуждение. Поделился рецептом запеченного мяса на гриле, а в комментариях схлестнулись вегетарианцы с мясоедами. Не надо так!

Флуд — не несущие полезной информации сообщения. Поделился рецептом запеченного мяса на гриле, а в комментариях все обсуждают политику. Наводнение из комментариев не по теме еще хуже жарких споров под безобидными постами.

Спам — однотипная рассылка рекламного характера. Тот же флуд, только еще и с коммерческой выгодой для его автора. А топикстартеру это надо?

Хотлинкинг — включение на одну веб-страницу крупных файлов со сторонних серверов. Думаешь, что открыл один пост, а потерял трафик и веру в добросовестных веб-мастеров.

Оверквотинг. Избыточное цитирование. Пруфы это, конечно, хорошо, но когда их много — не очень.

Цифровой этикет не стоит на месте

Примечательно, что общение в интернете эволюционирует вместе со средствами связи. То, что раньше было само собой разумеющимся, сегодня кажется сомнительным, а уместные прежде вещи могут вызвать раздражение у большинства пользователей. Вот только некоторые из них.

Поздравление в соцсетях. Вы тоже замечали, что с каждым годом получаете все меньше и меньше поздравлений с праздниками в соцсетях? Если раньше отправить шаблонную открытку было обычной практикой, то сегодня даже в соцсетях поздравляют только тех, с кем поддерживают связь, а не просто числятся взаимными друзьями. Но есть и хорошие новости — такие поздравления выглядят действительно искренними.

Агитация в соцсетях. Неважно, просите ли вы лайки на участие в конкурсе или собираете деньги на приют для бездомных кошечек. Стоять с протянутой рукой в соцсетях — все равно, что ради шутки кричать «волки!». Попросите раз, попросите два, а на третий раз, когда помощь будет реально вам нужна, никто не откликнется.

Не стыдитесь родственников. Если ваша бабушка зарегистрировалась на Одноклассниках и теперь спамит вашу стену сообщениями в духе «ставь класс, если любишь котиков», то лучше объяснить ей правила сетевого этикета, а не блокировать ее аккаунт сразу.

Уважайте детей. Всего несколько лет назад каждый новоявленный родитель считал своим долгом запостить голопопое фото своего чада. То ли дети выросли и высказали свое негодование по этому поводу, то ли мы сами научились уважать чужое личное пространство. Во всяком случае, такие посты вне тематических сообществ сегодня скорее исключение, чем правило.

Френдоцид. Когда-то чистка друзей в социальных сетях была обычной практикой, сегодня удалять друзей из соцсетей не рекомендуется. Во-первых, от массовой отписки ваши посты могут пропасть из ленты, как это бывает в Instagram. Во-вторых, отписка в соцсетях негативно повлияет на отношения с этим человеком в реальной жизни.

Массфолловинг. Но и добавлять в друзья всех подряд больше не модно. Ценить свое личное пространство нужно не только в жизни, но и в соцсетях. Для всего остального есть блоги.

Не читал, но осуждаю. Помните эту гонку за первый комментарий под постами топовых блогеров? Сегодня большего внимания и лайков удостаиваются интересные и развернутые комментарии по теме постов, а короткие комментарии ни о чем уходят незамеченными вниз.

Новый взгляд на рекламу. Использование AdBlock больше не выглядит оправданным: онлайн-издания живут за счет рекламы, так почему бы не помочь им в монетизации? Блогеры тоже начали ставить честные предупреждающие теги на рекламные посты, а не просто лепят «джинсу», как раньше.

Долой бытовой шпионаж в соцсетях. Три точки в облаке, пишущий или стирающий карандашик — индикаторы набора текста есть во многих мессенджерах. Но и убрать их можно за пару кликов. Согласитесь, есть разговоры, в которых собеседнику не нужно видеть, как долго и мучительно вы писали и стирали текст, чтобы выдать в итоге краткое «ок».

Стикеры — не признак инфантильности. Нет лучше способа сэкономить время, чем выразить смысл целого абзаца одной картинкой. Где еще, кроме интернета, сегодня уместны такие фокусы? А возможность создавать авторские стикеры только подтверждает этот факт.

Хвастайтесь от всей души. Радостный пост о вашем достижении с описанием долгого и тернистого пути к нему выглядит гораздо лучше, чем завуалированное напускной скромностью сообщение. Признайтесь, что вас еще со студенческой скамьи раздражали все эти байки отличников про «ничего не учу, к экзаменам не готовлюсь». Вот и в интернете также.

Все сложно, в активном поиске. Все больше и больше пользователей предпочитают не светить подробностями личной жизни в соцсетях. Не стоит менять статус после каждой ссоры с бойфрендом или оповещать всех о своей активной холостяцкой жизни. Некогда шутливые статусы в духе «женат на работе» или «все сложно с самим собой» больше не выглядят оригинальными.

А какие изменения в поведении в социальных сетях заметили вы?