Современные технологии разрушили немало привычных границ, разделявших людей по профессиональному признаку в доцифровую эпоху. И едва ли не самая масштабная девальвация в этом смысле постигла уважаемый труд фотографа.

Сначала были отправлены на свалку истории кудесники пленочной фотографии. Фотография перешла на цифровые носители, однако продолжала оставаться в руках подлинных ценителей этого ремесла. Но прямо сейчас на наших глазах произошел окончательный слом цеховых барьеров — фотография стала делом буквально каждого. И если не каждый еще научился извлекать из этой обыденной практики материальную прибыль, то, пожалуй, лишь потому, что просто не в курсе, как это делается.

Кто заплатит за все?

Впрочем, стоит оговориться и пояснить, что порог вхождения в сферу коммерческой фотографии по-прежнему есть — фотографии должны соответствовать определенным техническим и эстетическим требованиям. Хотя их общий уровень, особенно в эстетическом плане, заметно снизился, все же любительские фотографии, снятые на дешевый смартфон по случаю юбилея внучатого племянника троюродной сестры зятя, скорее всего, так и останутся предметом неподдельного интереса исключительно участников торжества. Целевые запросы на коммерческие фотографии в интернете формируются по совершенно иным критериям.

Главный вопрос — кто за эти фотографии будет платить? Оказывается, что таких желающих очень много — от крупных новостных агентств федерального уровня, печатных и интернет-изданий до мелких предпринимателей, подыскивающих на просторах сети подходящее фото для оформления сайта. Между этими крайними точками — великое многообразие новостных, художественных и тематических запросов. Можно не сомневаться: под какой-то из них попадут и ваши творения. Ограничить заработок, таким образом, может только нежелание фотографировать и развиваться. Ведь суммы заработка варьируются от нескольких десятков до тысяч и даже сотен тысяч долларов в месяц.

Фотобанки — всем хватит

По-настоящему золотой жилой для каждого, кто делает первые шаги в мире коммерческой фотографии, являются фотобанки. Или фотостоки — кому как нравится.

Фотобанки — это сайты с огромным массивом фотографических изображений, выполняющие роль посредника между фотографом и покупателем фотографий.

Для того чтобы начать зарабатывать, необходимо на одном или нескольких фотобанках завести аккаунт и методично загружать туда свои уникальные фотографии. Чем больше, тем лучше. С учетом того, что первоначальная планка за скачивание одного файла невелика — порядка 20 центов в среднем — то имеет смысл на первых порах брать количеством, ведь всего одно фото могут купить неограниченное число раз. Но все же не стоит забывать о качестве изображений. Конкуренция на фотобанках просто огромная, поэтому преимущество автоматически будет у тех, для кого не пустой звук такие понятия, как композиция, экспозиция, глубина резкости и т.п. Но не стоит сразу опускать руки. Опыт приходит со временем, а начать зарабатывать можно прямо сейчас. Некоторые фотобанки весьма лояльны к качеству фотографий, тогда как на других предусмотрена обязательная система аттестации новичков.

Рассмотрим самые популярные фотобанки.

Dreamstime и Fotolia

Начать, пожалуй, стоит с таких фотобанков, как Dreamstime и Fotolia —  все потому, что на них нет вступительного экзамена.  Конечно, откровенную халтуру не примут нигде, в том числе и на этих сайтах, но в целом исходная планка качества легко достижима для новичков. Снимать и загружать фотографии можно сразу и уже по обстоятельствам смотреть, куда сдвинуть акценты и что улучшить. Оба сайта зарубежные, но могут похвастаться наличием русскоязычного интерфейса. С точки зрения коммерческой выгоды Dreamstime выглядит более перспективным. За одно фото можно выручить от 1 до 300 долларов, тогда как на Fotolia этот диапазон куда более скромный — от 0,14 до 5 долларов. Но исключения есть везде — все зависит от качества ваших фото. Кроме них также можно загружать векторные изображения, иллюстрации, видеоролики.

Lori

Фотобанк Lori — единственный отечественный фотобанк в нашем списке. Основное его отличие от зарубежных аналогов состоит в том, что фотографы и покупатели являются, как правило, гражданами нашей страны, что во многом определяет тематику предлагаемого контента. Нигде не найти такого количества сюжетов, тематически связанных с нашей страной — пейзажи, традиционная еда, города. Начинающим не надо ехать к Ниагарскому водопаду за эффектным фото. Достаточно внимательно посмотреть вокруг. Заработать можно от 40 до 5000 рублей за фото.

Shutterstock

Если на руках имеется относительно качественный фотоаппарат, а количество осмысленно сделанных фотографий перевалило хотя бы за пятизначный барьер, то самое время отправиться в фотобанки топ-уровня. Одним из лучших в этом смысле является Shutterstock. Это мировой лидер по количеству продаваемых фотографий. Обязательный экзамен заставляет максимально серьезно отнестись к ремеслу фотографа, а средний ежемесячный доход около 400–500 долларов служит наградой за все усилия. Здесь очень высокая планка качества, но выход на этот уровень дает весомые материальные гарантии на долгосрочную перспективу. Правда, есть один нюанс — на сайте особо ценятся новые фотографии, поэтому почивать на лаврах вряд ли получится. Придется много работать.

Depositphotos

Depositphotos — еще один фотобанк для серьезного заработка. Это зарубежный ресурс, но имеет на борту русскоязычный интерфейс и бесплатный телефон поддержки с русскоговорящим оператором. Так же, как и в предыдущем случае, придется сдавать экзамен. Необходимо загрузить 5 безупречных, с вашей точки зрения, фотографий и дождаться решения — так ли это на самом деле. Если не так — идти дальше набивать руку. Основная тематика фотографий — природа, животные, необычные сюжеты, еда, напитки, офисный стиль, спорт, мода, компьютеры, люди, текстуры. Уровень заработка, как, впрочем, и в остальных случаях, зависит от статуса на сайте, который достигается постоянной активностью. При поштучной продаже цены на фото составляют от 0,5 до 10 долларов. При расширенной лицензии планка поднимается до 20–50 долларов.

Монетизировать Instagram

Говоря о мобильной фотографии, нельзя не упомянуть одну из самых популярных социальных сетей — Instagram. Стратегия заработка здесь совершенно иная по сравнению с фотобанками. Instagram-революция явила миру, по существу, новый жанр, где совершенно свои, особые критерии качества и художественной ценности фотографии. Фотография здесь выступает в ином социальном и культурном качестве и коммерческая ценность ее измеряется, как правило, не конкретным снимком, а всем аккаунтом в целом. Креативные фото, меньше слов, больше хештегов — и, возможно, завтра крупнейшие компании мира попросят вас разместить рекламу в своем аккаунте. А пока этого не случилось, можно все равно извлекать материальную выгоду из социальной сети. По сути, это уникальная рекламная площадка самих себя, интерес к которой будет напрямую зависеть от актуальности и качества визуального контента.

Заключение

Коммерческая фотография предъявляет к авторам особые требования, где зачастую художественная составляющая отодвигается на второй план. С другой стороны, она снимает многие художественные и эстетические барьеры, невозможные в классической фотографии. Это развязывает руки тем, для кого классика — вчерашний день, снимает ответственность за отсутствие глубины сюжета, рождает иллюзию о легкости и доступности заработка на фотографии в интернете. Но даже коммерческий снимок должен обладать конкурентными преимуществами перед лицом сотен тысяч подобных фото. И такими преимуществами могут быть только эстетический вкус и техническое мастерство автора. Доступность выражается в возможностях и средствах продвижения своих фото, тогда как сами фото по-прежнему должны стараться быть безупречными.

Поделиться