Кому нужна еще одна социальная сеть? Кажется, что Марк Цукерберг охватил интернет–пользователей всех возрастов: от зависающих в Instagram подростков до более взрослой аудитории в Facebook. В Рунете к тому же очень популярны ВКонтакте и Одноклассники. Несмотря на конкуренцию, TikTok — новая соцсеть, которой пользуются преимущественно тинейджеры, стала суперпопулярной в 2018 году и продолжает увеличивать количество пользователей.
Появилась в Китае в 2016 году, а в 2019-м достигла более 500 млн активной аудитории в 150 странах мира. Так можно описать краткую историю успеха TikTok — социальной сети, или, как называют ее основатели, «глобального видеосообщества». Она и правда похожа на видеоплатформу, где участники обмениваются короткими музыкальными роликами и прямыми эфирами. Больше всего такой формат общения понравился подросткам. Они записывают короткие видео, где танцуют, поют, устраивают розыгрыши, участвуют в челленджах или делают что угодно — лишь бы это было кому-то интересно, было взрывным, хайповым. Видеоролики можно размещать на своей странице и набрать десятки тысяч лайков, если они понравятся другим пользователям. Количество лайков, полученных за все время, суммируется и показывается в профиле пользователя.
Немного истории
Создатель TikTok — китайская компания Bytedance, которую в 2012 году основал Чжан Имин. Недавно он попал в рейтинг самых влиятельных бизнесменов мира в возрасте до 40 лет. Вначале Bytedance разработала агрегатор новостей с функцией самообучения: тот постепенно узнавал привычки пользователей и потом предлагал те новости, которые понравятся им с высокой вероятностью. Потом появился видеохостинг, онлайн-викторина, но приложением, которое принесло Чжану мировую известность, стала именно соцсеть TikTok. Это название было выбрано для международной версии приложения, в Китае оно называлось и продолжает называться Douyin.

Чжан Имин. Источник: secretmag.ru
Как это работает
Короткие видеоролики — единственный тип контента в TikTok. Если вначале их продолжительность составляла максимум 15 секунд, то теперь можно записывать видео длиной до одной минуты. В Bytedance повторно использовали свои наработки с искусственным интеллектом, потому создавать и распространять видео здесь очень легко — лояльная аудитория пользователей вам обеспечена. А чтобы ролики не были похожи друг на друга как близнецы, в приложении есть огромное количество визуальных и звуковых спецэффектов.
Установить фирменный клиент TikTok могут владельцы смартфонов и планшетов на Android, iOS и Windows. Зарегистрироваться в соцсети можно любым из этих способов: по телефону или почте, через другие социальные сети (VK, Facebook, Google+, Twitter или Instagram).
Возможности TikTok
Приложение позволяет записывать видеоролики и делиться ими, при этом они не уходят в ленту конкретным пользователям, а попадают в общий поток. Из этого потока аудитория соцсети видит только то, что подходит ей по интересам и предпочтениям на основе предыдущего просмотренного контента — за это отвечает самообучающаяся система. Кроме видеороликов можно обмениваться стандартными текстовыми сообщениями, как в любой другой соцсети. Плюс пользователь может оставить комментарий под любым роликом, который появится в его ленте.
Считается, что оптимальная длина видео в TikTok составляет 8 секунд — потом внимание пользователей переключается.
Хотите, чтобы вас увидело больше пользователей? Подключайте друзей и знакомых из телефонной книги или других соцсетей. В приложении можно настроить синхронизацию контактов.
Как создавать и редактировать ролики
Создатели TikTok сделали все, чтобы добавлять видео было легко, а результат получался интересным. Для этого здесь есть база аудио и огромное количество фильтров, которые видоизменяют картинку и добавляют спецэффекты. В звуковом формате предлагаются музыкальные композиции, отрывки диалогов из известных мультфильмов и художественных фильмов, аудиомемы и многое другое. Пользователь может выбрать аудиозапись, которую он раньше записал сам, или открыть любой аудиофайл на устройстве.
Чтобы записать видео, нужно:
- нажать на значок «+» на основном экране приложения;
- нажать на круглую красную кнопку внизу по центру;
- выбрать эффекты (кнопка слева) или загрузить видео с устройства (кнопка справа);
- добавить музыку — вверху есть кнопка с таким же названием.
Интересно, что все это может сделать пользователь, который только установил приложение и впервые его открыл. Но для публикации все-таки придется зарегистрироваться — это займет одну минуту.
Незарегистрированные пользователи могут только просматривать видеоролики, которые попали в тренд.
Дополнительные возможности:
- приложение поддерживает стикеры и они очень похожи на те, что используются в Instagram;
- видео можно снимать в замедленном (0,1х, 0,5х) или ускоренном (2х, 3х) режиме;
- для отсрочки записи нужно нажать на кнопку с секундомером — запись начнется после обратного отсчета с 3 до 1;
- для каждого ролика можно выбирать обложку — наиболее удачный кадр в видео;
- к роликам можно составлять описания, ставить хештеги (#) для быстрого поиска в ленте;
- можно вручную задавать начало и конец съемки — правило действует для загруженных из галереи видеороликов;
- чтобы менять цветовую схему видео, достаточно просто свайпить влево или вправо — всего доступно 35 цветовых фильтров;
- видеоролики можно монтировать на основе нескольких изображений, а затем наложить на них музыку;
- аудиосопровождение можно выбрать до начала записи или на этапе монтажа ролика; если в ролике есть оригинальный звук, его можно убрать или приглушить.
В TikTok можно записывать только видео в вертикальной ориентации.
Немного о настройках
Среднестатистический пользователь использует TikTok «как есть», но продвинутому захочется кое-что изменить. В настройках приложения легко сгенерировать QR-код для быстрого поиска пользователей — в коде будет зашифрована ссылка на конкретный аккаунт. Просто покажите этот код другому пользователю и, когда он его отсканирует, сможет подписаться на ваш профиль. Чтобы не переживать о том, что вы забудете пароль к соцсети или вас «взломают», можно привязать к аккаунту мобильный номер телефона.
Что еще есть в настройках TikTok:
- управление приватностью: можно сделать так, чтобы просматривать аккаунт могли только доверенные пользователи, включать и отключать комментарии, ограничить для незнакомцев скачивание видео или отправку сообщений;
- блокировки: тех пользователей, которые ведут себя невежливо или рассылают спам, можно игнорировать — их видео, сообщения и комментарии вы просто не будете видеть;
- запись дуэта: это совместное видео, записанное с двух разных устройств и затем объединенное в одно, можно ограничить для всех пользователей или оставить только для друзей;
- пуш-уведомления: можно настроить оповещения для ситуаций, когда у вас появляются новые подписчики (здесь их называют «фанатами»), вам ставят лайки, пишут комментарии.
40% пользователей TikTok — лица младше 18 лет.
Подростки так много времени проводят в новой соцсети, что производители придумали специальную функцию для родителей. Те могут активировать в настройках опцию Digital Wellbeing и сделать вот что:
- ограничить время работы с приложением — не более 2 часов в день;
- ограничить показ определенного контента (например, не демонстрировать видео 12+ или 16+);
- запретить видеотрансляции, покупку монет, отправку подарков и вывод денег из приложения.
Заработок в TikTok
Если вы раскрутили профиль, набрали огромное количество лайков, подписчиков и комментариев, их можно монетизировать. Прямых инструментов для рекламы или заработка для обычных пользователей здесь нет, но большая аудитория приведет тех, кто захочет рассказать о себе с вашей помощью. А еще можно направлять трафик на другие соцсети, которые легально превращаются в источник дохода — например, на тот же YouTube. Уже есть большой рынок специалистов, которые предлагают накрутку подписчиков, и соцсеть это никак не пресекает. Но нужно понимать, что реального дохода они не принесут.
Сама соцсеть тоже активно зарабатывает на челленджах (Hashtag Challenge), крупных объявлениях сразу после загрузки приложения (Brand Takeover) и рекламных видео (In-Feed Native Video), которые смешиваются с основным контентом на TikTok. Многие пользователи других соцсетей недовольны тем, как агрессивно рекламируется TikTok. Так видеоплатформа обзавелась устойчивой ассоциацией с чем-то навязчивым и раздражающим, а еще породила огромное количество мемов на эту тему.
Еще несколько интересных фактов о TikTok
Пару лет назад у TikTok был серьезный конкурент — приложение Musical.ly. А потом китайцы его купили вместе со всей базой пользователей (более 100 млн человек!).
В России TikTok стал популярным благодаря видеоблогерам, которые рассказывали о новой соцсети своим пользователям.
Благодаря TikTok аналитики из Abacus назвали 2017-й годом коротких видео.
В первом квартале 2018 года приложение TikTok стало лидером по загрузкам в App Store.
И последнее: TikTok — идеальное приложение для поколения Z, которое буквально родилось со смартфоном в руках. Для этих пользователей новая социальная сеть стала не очередным развлечением, а виртуальным местом жительства. Большая доля тинейджеров, которые проводят по несколько часов в TikTok, не зарегистрированы в других социальных сетях.