Уже сейчас 80% крупных компаний инвестируют в технологии искусственного интеллекта, причем объем инвестиций измеряется миллионами долларов. К 2020 году такими технологиями будут обладать почти 100% компаний.
По оценкам аналитиков к 2030 году внедрение искусственного интеллекта даст прирост мирового ВВП на 14% (около 15,7 триллиона долларов).
Только в России объем вложений в технологии искусственного интеллекта и машинного обучения вырастет к 2020 году до 28 миллиардов рублей. Однако эксперты склонны считать, что российские компании вкладываются в искусственный интеллект скорее из-за моды.
В этой статье речь зайдет о лидерах по числу проектов, связанных с искусственным интеллектом.
Финансы
Технологии искусственного интеллекта позволяют компаниям, работающим в финансовой сфере, снизить издержки, минимизировать риски. Например, банки могут оценивать платежеспособность своих клиентов. Также искусственный интеллект помогает банкам делать прогнозы и подбирать для клиентов более подходящие им предложения. Этого добиваются за счет анализа пользовательских данных.
Искусственный интеллект выгоден и самим банкам, и клиентам. Компании могут избежать ошибок в прогнозировании, не допустить дефолта, минимизировать риски и так далее. А клиенты получают лучший сервис и могут быть уверены в надежности банка и сохранности своих денег.
В России внедрением искусственного интеллекта в свою работу активно занимается Сбербанк. В этом году банк представил цифрового робота, которого намерен использовать для создания выпусков Сбербанк TV, видеорекламы продуктов и услуг банка.
Ритейл
Основным направлением использования искусственного интеллекта в сфере ритейла стало все, что связано с обслуживанием клиентов, оптимизацией логистики и инвентаризацией складских запасов. Решения на базе машинного обучения помогают компаниям улучшить сервис и привлечь дополнительных клиентов. Прежде всего, это касается развития онлайн-магазинов. Искусственный интеллект помогает анализировать поведение клиента, его переходы между страницами, просмотры разделов. На основе собранных данных система готовит персональные товарные рекомендации и предлагает их клиенту.
С 2017 по 2019 год компания Amazon вложила в развитие технологий несколько миллиардов долларов. Развитием решений на основе искусственного интеллекта занимается Amazon Robotics. Пользователям Amazon предлагаются блоки с рекомендуемыми товарами на всех страницах сайта вплоть до полного оформления покупки. Точность предположений искусственного интеллекта составляет всего 5%, но продажи Amazon за последние два года выросли на 34%.
Также Amazon использует технологии машинного обучения для борьбы с фейковыми отзывами на своих площадках в интернете.
Страхование
В этой сфере искусственный интеллект применяется для управления документооборотом, обработки клиентских данных, селекции рисков и защиты от мошенничества. Простейший пример — система анализирует данные страховых случаев ОСАГО и выявляет сомнительные случаи. Это помогает разоблачать клиентов-мошенников и эффективно проводить расследование. Клиентов с помощью программ машинного обучения страховщики могут отгородить от дополнительных трат.
Современное страхование стремится быть более персонализированным. Сейчас компании понимают, что логично предлагать разным категориям клиентов разные тарифные планы. Понять, какие тарифы наиболее подходят для той или иной категории, помогает искусственный интеллект.
Так, например, американская страховая компания Progressive уже использует машинное обучение, чтобы предлагать индивидуальные тарифы после изучения данных телематики (телематика — это интеллектуальная система управления автомобилем, которая способна решить задачи безопасности, удаленной диагностики, навигации, управления автопарком, функции мультимедиа, доступа к информации и связи).
Промышленность
Искусственный интеллект активно применяется на крупных предприятиях. Например, на металлургических комбинатах, где машинное обучение помогает принимать решение по диапазону химического состава сырья, что сказывается на качестве продукции предприятия и на ее себестоимости. Искусственный интеллект применяется и на предприятиях по добыче золота.
Компания «ОМК–Информационные технологии», которая входит в состав «Объединенной металлургической компании», с 2017 года использует технологии искусственного интеллекта. Компания внедрила новую технологию для развития единой службы технической поддержки пользователей. Система анализирует текст письма с обращением и принимает решение на основе ранее выполненных обращений.
Искусственный интеллект также используют в пищевой промышленности России.
Сотрудники отдела информационных технологий агропромышленной компании ЭФКО с 2018 года проводят исследовательские работы в области машинного обучения. Технологии машинного обучения и искусственного интеллекта позволяют ЭФКО работать эффективнее и меньше использовать человеческие ресурсы для стандартной рутинной работы.
Искусственный интеллект и машинное обучение играют положительную роль для крупных компаний и для их клиентов. Компании получают возможность обезопасить себя от рисков, заработать больше денег, привлечь дополнительных клиентов. Клиенты, в свою очередь, могут рассчитывать на индивидуальный сервис, высокое качество обслуживания.
В России повсеместное внедрение искусственного интеллекта тормозится тем, что необходимы огромные инвестиции и вложения в развитие механизмов. При этом многие крупные компании не до конца верят в финансовый успех внедрения технологий и предпочитают работать по старинке. Однако эксперты полагают, что масштаб применения искусственного интеллекта в России будет расти во всех сферах. В бизнесе точно. Сейчас идет что-то вроде «гонки вооружений». Кто первым внедрит технологии, тот получит больше внимания клиентов и прибыли. А для бизнеса это важнее всего.