Каждый смартфон — это что-то вроде банка данных в миниатюре. Когда мы звоним, переписываемся в соцсетях, ищем информацию в интернете, путешествуем, этот банк пополняется новыми данными. Мы не можем владеть ими монопольно, так как они доступны еще одной стороне — оператору сотовой связи. Что он делает с этой информацией и что знает о нас?

В тот момент, когда вы покупаете SIM-карту или заключаете контракт с сотовым оператором, ваша частная жизнь перестает быть частной. И речь не о том, что вы называете в офисе оператора имя и фамилию. Сотовые провайдеры буквально следят за каждым вашим действием, нравится вам это или нет. Как они это делают?

Когда в игру вступают большие данные

Без big data компании сложно быть успешной: пока она знает о своем клиенте минимум, конкуренты на полную катушку распоряжаются его данными. С сотовыми операторами этот принцип тоже работает, поэтому они тщательно собирают о пользователях доступную информацию. Другими словами, они знают, что и как те делают в конкретных ситуациях. О прослушивании, вероятно, речь не идет — скорее, это метаданные: какие сайты мы открываем в сети сотового оператора, как долго на них задерживаемся, как реагируем на рекламу, в котором часу чаще звоним и сколько длится среднестатистический разговор.

Как операторы используют эту информацию? Обычно все заходит намного дальше банальных рекламных объявлений, которые смогут нас заинтересовать (хотя это тоже работает!). Анализируя действия пользователей, оператор может прогнозировать их отток и управлять ими, чтобы не допустить перехода к конкурентам. В России борьба за клиента особенно жестокая, так как большинство использует услуги сотовой связи по предоплате и не связывает себя контрактными обязательствами. А значит, более-менее серьезного повода достаточно, чтобы сменить провайдера услуги. Останавливает разве что номер, к которому обычно «подвязано» много людей: друзья, сотрудники, коллеги или бизнес-клиенты. Если по вашим действиям становится понятно, что вы уже на грани «развода» с оператором, он предложит более выгодный тариф, дополнительный пакет с гигабайтами интернета или другой бонус. Также на основе big data сотовые операторы оптимизируют собственную инфраструктуру, расширяют покрытие и розничную сеть, повышают качество обслуживания в колл-центрах, предотвращают случаи мошенничества и многое другое.

Это одни из самых очевидных способов применения данных, которые собрал оператор. Но есть и другие, не такие предсказуемые, но не менее интересные.

Какой тарифный план вам нужен

Здесь уже речь о выгоде для абонентов. Провайдеры накапливают и анализируют big data, а затем разрабатывают новые тарифные линейки с учетом наших предпочтений. Одни пользуются только телефонной связью и никогда или редко выходят в интернет, другие предпочитают общаться в мессенджерах и соцсетях, у кого-то есть друзья и родственники за границей. Так появляются тарифные планы с безлимитными звонками, трафиком на Viber и WhatsApp, с пакетными минутами на звонки в роуминге, на прослушивание музыки в популярных аудиосервисах (бесплатный только трафик, а не подписка), на просмотр видео в YouTube.

Где вы бываете

Так как мобильные устройства сопровождают нас повсюду, несложно догадаться, что провайдер знает, как часто и куда мы путешествуем. Одни предпочитают маршрут «дом — работа — супермаркет — дом», а другие регулярно ставят новые отметки в загранпаспорте. Самый простой способ передать местоположение — это всегда держать включенным GPS-модуль. Но даже без него оператор получает информацию, в каких базовых станциях регистрируется смартфон. Эту информацию оператор может использовать по-разному:

  • строить новые «вышки» в местах скопления людей, где имеющееся оборудование не справляется с нагрузкой;
  • открывать новые фирменные магазины для продажи стартовых пакетов;
  • разрабатывать услуги для родителей, которые хотят отслеживать перемещение своего ребенка;
  • помогать в расследовании преступлений.

Пожалуй, два последних пункта о том, как «слежка» со стороны мобильного оператора действительно помогает людям. У родителей будет меньше поводов для беспокойства, когда они будут знать, что ребенок не отклоняется от маршрута по пути, например, из дома в школу. А еще в любой момент они могут узнать его точное местонахождение. Помощь в расследовании преступлений выражается в том, что по мобильному номеру злоумышленника легко сузить круг поиска, опираясь на информацию с базовых станций. Правда, работает это только для поиска людей, находить так пропавшие и украденные смартфоны нет смысла, так как для этого придется получить разрешение суда.

Оператор может использовать информацию о перемещении пользователей для собственных нужд или продавать их на сторону. Коммерческие компании используют эти данные для строительства магазинов, ТРЦ, размещения рекламных конструкций.

О чем вы говорите

Дело в том, что чем активнее сотовые операторы отрицают факт прослушивания разговоров, тем сильнее пользователи верят в обратное. Сложно представить, чтобы каждого говорящего по телефону прослушивал такой же человек. Потому, если операторы и «подслушивают» своих абонентов, то точно с помощью машинных инструментов, анализируя (и, возможно, обращая внимание) только на отдельные слова. С другой стороны, оператор заинтересован, чтобы разговоры абонентов не прослушивали третьи лица. Для этого он использует инструменты шифрования данных, которыми пользовательские устройства (смартфоны и телефоны) обмениваются с базовыми станциями.

Что вы хотите или можете позволить купить

По тому, как пользователь ведет себя в интернете, где и как использует мобильный телефон, можно судить о его профессии, увлечениях, уровне доходов. Так, владелец последней модели iPhone, который много путешествует, имеет все шансы получить рекламу премиального банковского продукта или нового автомобиля в кредит. Здесь сотовому оператору выгодно кооперироваться с другими рекламодателями, ведь если абонента заинтересует предложение, в выигрыше окажутся все. Или вот еще пример: абонент посетил супермаркет электроники (это оператор вычислит по включенному GPS), во время разговора упомянул о том, что хочет купить новый телевизор и со смартфона читал обзоры новинок на рынке телевизоров. Естественно, оператор вполне закономерно предлагает ему рекламу телевизора, а через время — выгодный пакет с телевизионными каналами. Похожие пакеты услуг есть у провайдера ОнЛайм. В «Комплекте+» уже есть высокоскоростной домашний интернет, безлимитный мобильный интернет и разговоры по всей России. Управлять этими услугами можно с одного лицевого счета.

Насколько вы надежный клиент

Номер телефона не случайно является одним из идентификаторов в банковской сфере. Но даже до знакомства с вами по этому номеру банк может узнать, каким вы будете клиентом. Как вы распоряжаетесь финансами, как часто забываете пополнить счет, какими были отношения с прошлыми банками — эту информацию можно проанализировать и составить из нее ваш портрет.

Какими сервисами пользуетесь

Многие интернет-сервисы при регистрации просят указать номер мобильного телефона. На него приходит ссылка для активации профиля, проверочный код, он используется для восстановления утраченного доступа, если вы забыли логин и пароль. Естественно, полный перечень этих сервисов будет и у вашего сотового оператора.

Что сделать, чтобы провайдер знал меньше о вас?

Вариант с отказом от мобильной связи отметаем как абсурдный — на это решится только настоящий конспиролог и тот, кто собирается остаток дней провести на необитаемом острове. Что делать остальным?

Сохранить полную анонимность, пользуясь услугами сотового провайдера, невозможно. Зато можно уменьшить объем данных, которые он будет собирать о вас.

Как это сделать:

  • если хотите скрыть свое перемещение, активируйте на время авиарежим;
  • из мессенджеров выбирайте наиболее защищенные от перехвата данных — тот же Telegram;
  • включайте GPS только по необходимости, точность определения местонахождения по базовым станциями намного ниже. Учитывайте, что отследить местоположение также можно по Wi-Fi-сетям;
  • в разрешениях приложений отключите доступ к микрофону и камере;
  • используйте VPN для серфинга в интернете.

Стоит ли использовать специальные приложения, которые шифруют звонки? Да, но действовать вы будете на свой страх и риск. Они могут быть уязвимыми сами по себе или выполнять совсем противоположную функцию — записывать разговоры. То, что эти приложения оказались в каталоге Google Play или App Store, не говорит об их надежности и безопасности. Вы не застрахованы о того, что их разрабатывали мошенники, прикрываясь благими намерениями.

Поделиться