«Уткнутся в книгу — и никакой духовности». Можно себе представить, как бы отреагировал автор этого высказывания на появление телевидения, а потом и интернета! Кстати, их обоих в разное время называли «убийцами книг». Вот только настоящего «убийства» так и не произошло: люди по-прежнему читают книги, хотя делают это немного иначе.

За последние пару десятилетий мы стали по-другому воспринимать информацию. Теперь она окружает нас со всех сторон, да мы и сами не против: минимум пару часов в день проводим в соцсетях и «залипаем» на коротких видео. Из-за разнообразия и обилия информации нам стало сложнее концентрироваться, а значит, воспринимать длинные тексты и особенно многостраничные книги. С другой стороны, читать мы не перестали — и большое количество новых авторов и книжных магазинов это подтверждают. Смотрим, как изменилась культура чтения и какую роль в этом сыграл интернет.

Саммари-книги

Словом «саммари» (от summary) называют краткий пересказ объемных материалов. Помните, как в школе литература на весь учебный год в кратком изложении помещалась в одну толстую книгу? Это то же самое. Сегодня саммари-книги очень популярны в бизнес-среде. Литературу по саморазвитию, психологии и личной эффективности урезают до минимума. Оставляют только самые ценные мысли, а мелкие подробности и все, что не относится к теме напрямую, просто убирают.

Саммари-книги распространяют на специализированных онлайн-сервисах. Достаточно оплатить доступ, скачать книгу или открыть ее онлайн и… прочесть за 30 минут! При этом вы усвоите основную идею, которую транслирует автор, и сэкономите драгоценное время. Это идеальный вариант для занятых людей, которым нужны новые знания, но нет возможности посвящать несколько дней или недель одному произведению, пусть даже важному для их личного или профессионального роста.

Чтение с электронных устройств

Художественные книги тоже можно урезать до нескольких десятков страниц и потом читать залпом во время поездки в метро, однако у этого способа мало поклонников. Конспект книги никогда не передаст той атмосферы, которую создает автор, пусть даже на нескольких страницах подряд ничего важного (на первый взгляд!) не происходит. Потому книги диджитализируются и из бумажного формата постепенно мигрируют в цифровой. Книжные магазины по-прежнему наполнены печатными изданиями, сторонники бумажных книг предпочитают держать их в руках и наслаждаться запахом, но в целом у нас появился выбор: читать с электронного носителя или с печатного.

По результатам онлайн-опроса компании GfK 59% россиян читают книги ежедневно, почти каждый день или хотя бы раз в неделю. В Китае таких респондентов оказалось больше всего в мире — 70%.

Книги в электронных форматах оказались более удобными по ряду причин.

Цена. Электронные книги стоят в полтора-два раза дешевле печатного варианта (конечно, если не брать их на пиратских сайтах, чего мы точно не рекомендуем делать).

Доступность. Купить и скачать электронную книгу можно парой щелчков мыши. Для этого больше не нужно идти в книжный магазин, искать на полке нужную книгу и оформлять покупку на кассе. С совместимостью форматов проблем тоже нет. Многие книги предлагаются сразу в нескольких форматах, и вам достаточно скачать тот, который более удобен для чтения или поддерживается вашим устройством.

Малый вес. Теперь просто иметь библиотеку на маленькой карте памяти, вставленной в электронную читалку или смартфон. Одна книга в электронном формате весит меньше 1 МБ, а самые массовые карты памяти позволяют хранить 32–64 ГБ информации — это десятки тысяч электронных книг!

Если вы собрали много книг и хотите разместить их в отдельном хранилище, воспользуйтесь Яндекс.Диском. Подключите эту опцию в дополнение к другим услугам ОнЛайм и распоряжайтесь доступным местом в облаке как угодно: храните книги, личные фотоальбомы и видео, документы и многое другое. У вас будет к ним мгновенный доступ с любого устройства, возможности подписки на «Диск Про» и приоритетное обслуживание в службе поддержки.

Мультимедийный контент

Миллениалы не узнали бы о множестве художественных произведений, если бы не удачные экранизации художественных произведений. Действительно, «Войну и мир» Толстого намного удобнее (и быстрее!) смотреть. Кстати, эта киноэпопея в четырех частях в свое время стала одной из самых дорогих картин в истории советского кино.

Многие не знают, что именно художественные произведения легли в основу сюжетов таких популярных фильмов, как «12 лет рабства», «Выживший», «Жизнь Пи», «Марсианин», «Отверженные» или «Воровка книг». Даже комиксам, в которых мало текста и много графики, не удалось избежать этой участи. Фанатам достаточно услышать слово Marvel, чтобы понять, о чем идет речь.

Всегда найдутся читатели, которые категорически против вмешательства современных сценаристов и режиссеров в нетленные горячо любимые произведения. Но, с другой стороны, если бы не кинематограф, многие из нас никогда бы не узнали о тех вымышленных мирах, которые создавались многими писателями на протяжении десятилетий.

Согласно исследованию Frontier Economics, экранизации книг на 53% популярнее фильмов с оригинальными сценариями.

Некоторые авторы книг с удовольствием принимают участие в написании сценариев к экранизациям. Рэй Брэдбери работал над сценарием «Моби Дика» и получил в процессе столько эмоций, что написал об этом автобиографическую повесть. У Джона Фаулза был успешный опыт в написании полноценного сценария для своего романа «Волхв». а Том Стоппард даже получил «Оскар» за сценарий к мелодраме «Влюбленный Шекспир».

Специально для поклонников художественного кино и телесериалов в ОнЛайм есть премиальный пакет каналов «КиноVIP», который объединяет фильмы всех жанров и стилей плюс дает бесплатный доступ к онлайн-кинотеатру VIP Play. Четверть каналов (всего их более 130) вещают в HD-качестве: это значит, у вас будет очень четкая картинка и вы получите максимум ярких впечатлений от просмотра. Еще одно интересное предложение — пакет «Премьерный», где в дополнение к федеральным телеканалам вы получаете видеопрокат VIP Play и подписку на Amediateka Home of HBO.

Как мы сегодня читаем тексты в онлайне

Помните популярный термин «чтение по диагонали»? Сегодня о нем можно смело забыть, так как теперь траектория движения наших глаз больше напоминает букву F. Об этом несколько лет назад заявила американская компания Nielsen Norman Group, которая специализируется на компьютерных интерфейсах и пользовательском опыте.

Впервые о новом подходе сканирования информации с веб-страниц заговорили еще в 2006 году, а недавние исследования на эту тему подтвердили, что мы по-прежнему используем F-шаблон при чтении текста в интернете и лишь изредка используем альтернативные траектории. F-образный принцип движения взгляда означает, что мы концентрируемся вверху и в левой части страницы. Первые строки всегда получают максимум внимания: мы оцениваем текст и решаем, стоит ли его дочитывать. В последних абзацах мы читаем только начало и все быстрее скользим вниз, затрагивая только первые два-три слова в строке и пропуская остальное. Этот принцип справедлив и для чтения с экранов мобильных устройств — смартфонов и планшетов.

Еще одно исследование Nielsen Norman Group говорит о том, что в 16% случаев мы читаем текст целиком сразу после открытия страницы, а в 79% случаев вначале пролистываем страницу до конца и только потом переходим к чтению. Кстати, тексты со списками мы читаем в полтора раза чаще, страницы с короткими текстами дочитываем на 58% чаще, чем с длинными.

Какой вывод можно сделать из этого? Очевидно, в интернет-пространстве царят свои тренды: максимум внимания коротким, хорошо структурированным текстам. Пользователи рады получать «выжимку» из нужных им книг, предпочитают читать меньше, но с большей пользой. С художественной литературой мало что изменилось: мы по-прежнему читаем, но все чаще берем в руки не напечатанную книгу, а электронную читалку или мобильный гаджет.

 

Поделиться