Краудсорсинг (от англ. crowd — «толпа» и sourcing — «использование ресурсов») — это процесс достижения общих благ за счет привлечения группы людей на добровольных началах. О том, как работает краудсорсинг в интернете и чем он может быть полезен, расскажем в этой статье.

Краудсорсинг — это не аутсорсинг

Очень часто краудсорсинг путают с аутсорсингом. В основе обоих терминов лежит общий корень, вот только аутсорсинг означает передачу части задач проекта одному стороннему исполнителю на условиях договора сотрудничества, а краудсорсинг — это всегда вовлечение неопределенного количества людей извне в совместный процесс.

Когда краудсорсинг еще не был краудсорсингом

Принято считать, что краудсорсинг — явление новое. В действительности это не так: само явление существовало еще в те времена, когда и слова такого не было. Например, одно из первых упоминаний ситуации, которая полностью соответствует принципам вовлечения людей извне в совместный процесс, относится к началу XVIII века. Перед властями Великобритании стояла задача найти метод, который позволил бы максимально точно определять долготу на море. Правительство могло оплатить научные изыскания определенных специалистов, но вместо этого предложило поучаствовать всем желающим в разрешении задачи за внушительное вознаграждение.

Поставленная задача вполне тянула на головоломку века, ведь в то время местонахождение корабля в открытом море могли определить только по звездам, а отсутствие точных знаний о движении небесных тел мешало развитию судоходства. Поэтому стать первым, кто сможет найти безошибочный способ определения долготы на море, было не только заманчиво из-за премии, но и престижно.

Забегая на полвека вперед, стоит сказать, что решение нашел плотник и часовщик-самоучка Джон Гаррисон.

Кому нужен краудсорсинг?

Понятно, что краудсорсинг удобен заказчику, но что получают исполнители? Упомянутый выше Джон Гаррисон смог получить причитающуюся ему премию, хотя условия задачи к тому моменту уже были изменены, и на то, чтобы решение соответствовало новым условиям — не просто найти долготу, а сделать это максимально компактным способом — ему потребовалось еще шестнадцать лет.

Современный краудсорсинг чаще всего не подразумевает оплату либо она очень символическая. При этом специалистов для решения таких задач находится в избытке. Люди действительно готовы тратить свое свободное время на создание, исследование, разработку и решение проблемы. Просто потому, что им интересно увидеть свои идеи воплощенными.

Один из видов краудсорсинга — добровольные вычисления. Такой краудсорсинг подразумевает использование компьютеров простых людей для организации трудоемких вычислительных задач, а чего ждут заказчики от добровольцев в классическом краудсорсинге?

Что ждут от добровольцев?

Джон Гаррисон был самоучкой, однако смог разрешить задачу. От участников краудсорсинга не ждут профессионализма, но заказчики полагаются на их мнение и готовы принять во внимание их предложения, а при удачном стечении обстоятельств — воплотить их в жизнь.

Понятно, что существует целый ряд практических областей, где не стоит ждать помощи от коллективного разума. Но положиться на мнение людей при разработке дизайна, выслушать предложения по части распределения бюджета, попросить придумать слоган для бренда или решить логическую задачу можно запросто. Также к формату краудсорсинга можно отнести опросы и голосование, обмен мнениями в формате идей и предложений, проекты по совместному использованию данных, конкурсные платформы, справочные ресурсы и совместную работу с контентом.

Автор статьи «Восхождение краудсорсинга» Джефф Хауи доказывает, что любители способны выдавать лучшие результаты только потому, что ими движет энтузиазм и отсутствие предрассудков. Аналогичного мнения придерживается и автор книги «Мудрость толпы» Джеймс Шуровьески, утверждая, что совокупные знания многих людей могут оказаться гораздо эффективнее знаний одного специалиста. Стоит ли говорить о том, что именно интернет сделал краудсорсинг по-настоящему доступным?

Краудсорсинг в примерах

Сетевыми добровольцами движет энтузиазм, неудивительно, что самыми масштабными примерами краудсорсинга являются именно некоммерческие проекты. Расскажем про самые примечательные из них.

Википедия. Пожалуй, самый известный проект в формате краудсорсинга. Общедоступная энциклопедия преимущественно создается силами волонтеров.

Nasa Clickworkers. Этот отдельный проект NASA существует за счет усилий астрономов-любителей, в чьи задачи входит анализ снимков марсианской поверхности.

Библиотека Конгресса. Также обратилась к помощи добровольцев, попросив идентифицировать людей на снимках. Волонтеры справились с задачей всего за несколько дней.

Сбербанк, идея! Отечественные компании тоже не остались в стороне. Впервые о краудсорсинговом проекте в самом крупном банке страны заговорили еще в 2011 году, а глава банка Герман Греф заявил, что в XXI веке краудсорсинг перевернет методы управления.

СМИ. Онлайн-издания все чаще и чаще обращаются к своим читателям с тем, чтобы повысить качество размещаемой информации.

Приводить удачные примеры краудсорсинга можно долго, а заодно и выяснить, что всех их объединяет… вопрос цены. Маркетинговые исследования и консультации специалистов стоят денег, попросить помощи у пользователей можно гораздо дешевле или вовсе бесплатно. Есть в этом и вопрос имиджа — компания не просит помощи, а прислушивается к мнению клиентов.

Обратная сторона краудсорсинга

Возвращаясь к вопросу цены, можно выяснить, что краудсорсинг ставит под угрозу бизнес. Например, прежде зарабатывающие на продаже фотографий сервисы могут остаться не у дел только потому, что непрофессиональные фотографы готовы предоставить свои работы за символическую плату, упоминание имени или и вовсе бесплатно.

Ценовой демпинг влияет и на качество конечного продукта. Например, пользователи на добровольных началах с большей вероятностью предложат и без того лежащий на поверхности вариант поставленной задачи или устроят флуд при ее обсуждении. Очевидный недостаток краудсорсинга состоит в том, что с большей вероятностью мозговой штурм генерирует не идеи, а «бесполезный шум». Проще говоря, создается информационный шлак. Дело в недостаточной мотивированности добровольцев или же в банальном отсутствии необходимых компетенций и навыков — тема отдельного исследования. Но решение нашлось и для этой проблемы.

Синтеллектуальный краудсорсинг

Обычный краудсорсинг — это процесс, а синтеллектуальный — уже технология.

Синтеллектуальный краудсорсинг делит привычный процесс на три этапа, а добровольцев, соответственно, на три группы. При этом на каждом этапе и в каждой группе происходит дополнительное ранжирование идей за счет открытого их обсуждения сторонниками и противниками, а также рейтинга самих участников.

  1. Участники. Самая большая группа занята в опросах и дискуссиях по тематике проекта.
  2. Соавторы. Эта группа занимается сбором и анализом предложенных на предыдущем этапе идей.
  3. Эксперты. Самая малочисленная, но узко специализированная группа синтеллектуального краудсорсинга занята отбором и доработкой лучших идей.

Технология синтеллектуального краудсорсинга успешно применяется в бизнесе, например, на краудсорсинговой платформе Сбербанка. Не исключено, что уже завтра синтеллектуальный краудсорсинг окажется устаревшей технологией, и ей на смену придет новый способ работы с коллективным разумом.

Поделиться